Большие тревоги маленьких детей

Малыши бывают разные – одни смело лезут в любую лужу, а другие боятся продавца мороженого и воздушных шаров. Одни активно завоевывают мир, а другие обустраивают свой уютный уголок или норку. А есть такие дети, для которых любой самостоятельный шажок –огромное дело! Причем, настолько опасное и непредсказуемое, что лучше за него даже не браться. Такие ребята боятся не только злого Бабайки, но и любого взрослого, с опаской встречают новое, не доверяют даже себе и вообще-то не ждут от мира ничего хорошего.

Психологи связывают такое детское поведение с высоким уровнем тревожности. Ситуативная тревога возникает как ответ на травмирующие ситуации, которые были в прошлом. А базовая тревога является одной из черт личности, приобретенных еще в младенчестве.

Ситуативную тревогу могут вызвать самые разные явления и события. Для детей с устойчивой нервной системой травмирующими ситуациями могут быть: развод родителей, переезд, тяжелая болезнь или другие изменения (даже такие радостные, как рождение братика или сестрички). Пошатнуть доверие к миру у малышей с неустойчивой нервной системой может даже мелочь – если она была важна для ребенка. Внезапное изменение планов, перестановка мебели, новая кофта вместо любимой водолазки – любое из этих событий может вызвать у ребенка большую тревогу.

 

Большие тревоги маленьких детей

Наличие базовой тревоги означает, что ребенку трудно положиться на мир, довериться обстоятельствам и ожидать что-то хорошее. Такой малыш очень ценит постоянство, предсказуемость и возможность контролировать свою жизнь. Тревожный ребенок не уверен в себе, боится совершить ошибку и попробовать что-то новое, с трудом выполняет задания в ситуации дефицита времени – например, когда нужно решить задачку быстрее всех.

Особенно трудно приходится такому ребенку в начальной школе, когда нужно в одночасье поменять образ жизни, привычки, научиться действовать по новым правилам и познакомиться с огромным количеством новых детей. Поэтому в школе тревожность становится серьезным препятствием для адаптации и успешной учебы. А если малыш еще и предъявляет к себе повышенные требования (например, учиться хорошо и радовать маму), то первые неуспехи в школе становятся настоящей трагедией.

Для улучшения самочувствия тревожного ребенка требуется длительная психологическая работа со всей семьей. Однако жизнь диктует свои правила, и ребенок-первоклашка успеет возненавидеть школу, пока эта работа даст свои первые результаты. Поэтому для коррекции тревожности специалисты рекомендуют комплексный подход: кроме занятий с психологом, очень полезны соблюдение режима дня, спортивные занятия для снятия эмоциональной нагрузки и прием мягких успокаивающих препаратов, например – «Тенотена детского». Этот препарат не вызывает вялости и заторможенности у ребенка, улучшает память и внимание, и следовательно – помогает ему учиться! И это прекрасно – учиться без тревог и страхов, волнений и неуверенности в себе!

«Тенотен детский» Рег. № ЛСР-003309/07-221007