Свинг шел в Россию больше 50 лет долгими обходными путями и триумфально вошел в 90-е через Германию и Финляндию. Нет, конечно, мы слышали о свинге и раньше. Нам запрещали буги-вуги, да и направление lindy-hop было переведено как «линди с хлопками», оно тоже было под запретом.


Но вот уже около 10 лет в Москве активно танцуется, слушается, изучается афро-американское наследие бурных 20–40-х. Мы учимся совершенно особенной «черной» эстетике, когда важнее, что ты чувствуешь в танце, а не как ты выглядишь. Это непоказушное, непостановочное наслаждение музыкой с каждым днем притягивает все больше и больше людей. Затягивает и музыка, рваный джазовый ритм, от которого невольно начинаешь притоптывать на месте, а вслед за немудреными словами песен кажется, что все будет хорошо. Животный оптимизм этого стиля помогает справиться с меланхолией. Те, кто занимается свингом в России, рассказывают, насколько поднимает настроение этот по-хорошему легкомысленный свинг. «От проблем, кажется, еще никто не умирал», – смеется танцовщица Катя, нетерпеливо пританцовывая на месте. Разговаривая с ней, невольно хочется срочно попросить ее научить танцевать свинг.


Линди-хоп – это нью-йоркский «плавильный котел» многих направлений свинговых танцев. В нем есть что-то от чарльстона, что-то от стэпа, от джаза и многих других, возможно, забытых сейчас танцев эры джаза. Имя ему дали позже, скорее всего, в честь Чарльза Линберга, который пересек Атлантику в 1927 году. Когда в 1928 году танцора Шорти спросили: «Что вы делаете своими ногами?», он ответил: «Я делаю линди».


Свинг родился из джаза – это танец музыки нью-йоркского Гарлема. Даже став неким аттракционом для белых туристов, он не сильно изменился. «Когда нам сказали, что будут платить за танец, мы пошли и отпраздновали это. Все, что нам хотелось, – это танцевать».


С таким же желанием танцевать свинг приходят сейчас юноши и девушки в новые школы танцев по всей России. Здесь можно учиться «черному» линди-хопу или «белому» бальбоа, ставшему популярным совсем недавно. Главное – желание и музыка.


Конечно, физическая нагрузка здесь меньше, чем в спорте. Ты не будешь измученной уходить с тренировки. Впрочем, это справедливо лишь наполовину: если речь не идет о популярных во всем мире танцевальных лагерях. Они длятся от пары дней (в среднем неделю) до месяца. Там ты танцуешь три-четыре раза в день, а вечером – обязательная вечеринка.


Но свинг – это не физическое упражнение. «Нагрузка здесь меньше, но веселее», – рассказывает Катя. Сюда приходят за музыкой и настроением, за ритмом и легкостью. А девушки – за удивительным ощущением женственности 20-х годов. Туфли, чулки, легкие платья с крупными рисунками, ретромакияж, стилизованные прически… «В обычной жизни иногда забываешь о желании быть красивой. Да и нет поводов и возможностей так следить за собой. Здесь же стараешься понравиться самой себе и зрителю, который пришел сюда за «шоу», как приходили белые туристы в ночные клубы Гарлема».


На тренировки можно и нужно приходить в обычной удобной одежде. Обувь без каблука, для начала даже лучше на скользящей подошве. Неплохо дополнительно заниматься растяжкой, физическими упражнениями: это поможет тебе в танце. Впрочем, в танец легко втянуться. Даже если ты ничем не занималась раньше или, наоборот, провела годы в классической танцевальной школе, здесь тебя будут учить чему-то совершенно новому. Но самое главное будет зависеть от тебя – улыбка и импровизация.


Мы попросили художественного руководителя московского Свинг Данс Клуба Ольгу Моисееву показать нам, что такое lindy-hop. Также благодарим Сергея Широкова, Екатерину Боровикову и Александра Кузнецова.


Исходная позиция. Партнеры стоят рядом, повернувшись друг к другу примерно на 45 градусов. Рука девушки лежит на ближайшем плече партнера. Мужчина обнимает ее за середину спины, под лопаткой. Вторые руки свободны, ими потом можно будет размахивать или, как вариант, взять руку партнера. Вес на ногу, ближайшую к партнеру, то есть «внутреннюю». Шаг начинается со свободной ноги. Подбородок поднят.


Back-step. Шаг назад. С этого шага начинается почти каждая танцевальная фигура. Продолжая стоять вполоборота друг к другу, ногой, свободной от веса, одновременно делаете полушаг назад и возвращаетесь обратно на ту же ногу. Это начальное движение. Должно возникать ощущение «сейчас что-то будет». Можно держаться за руки, либо можно активно в темп ими размахивать. Это очень ритмичное движение, идет на два счета.


Чарльстон. Танцевальная фигура на восемь счетов. Из исходной позиции делаешь back-step, а теперь начинаешь движение под названием kick-step. По очереди ногами, свободными от веса, ты будто пинаешь (kick) кого-то впереди себя и делаешь шаг вперед. Точно так же делаешь шаг назад, пиная (kick-hold) кого-то позади себя. Руками размахиваешь в ритм, будто на прогулке в парке.


Jig-walk. Исходная позиция, back-step. После этого партнерам необходимо повернуться лицом друг к другу. Это движение на очень близкой дистанции, контакт всей верхней части корпуса: говорят, новички очень стесняются учиться этому движению, но потом всегда с удовольствием танцуют его.


Ноги – ровно между ногами партнера. Высоко подняв локти и подбородок, одновременно либо выбрасываете ногу вперед (kick-step), либо нога выбрасывается вперед и касается пола, на пятке (touch-step). В то же время постепенно поворачиваетесь вокруг своей оси. Это одно из самых веселых движений в танце!


Tuck-turn. Начинаем с back-step. После этого встаньте друг напротив друга, у девушки одна нога впереди. Вес на разные ноги, если у мужчины на левую, у женщины – на правую. При этом партнер продолжает обнимать партнершу, свободные руки могут быть в позиции, показанной на фотографии.


Теперь начинается turn – поворот. Девушка делает круг на месте. Мужчина ведет ее свободной рукой и помогает рукой на спине. После этого они расходятся на вытянутые руки.


Продолжение движения. На вытянутых руках друг от друга, вес на внешнюю ногу, рука отставлена, бедро подчеркнуто выведено. Именно в этой позиции, повернувшись к партнеру, девушка может делать знаменитое движение twist.


Change places. На шесть счетов партнеры меняются местами, проводя девушку под рукой партнера. Если потерять контакт и отпустить руки, получится вариация фигуры под названием pass by – вы будто бы просто проходите мимо другу друга.

Ну что ж, веселых танцев!