«Завидуете ли вы Анастасии Стил?» – на одном из популярных женских форумов горячо обсуждалась героиня самого скандального романа последнего времени «50 оттенков серого», который в начале следующего года обернется для всех еще и экранизацией. Каким же образом эта история про девушку, добровольно решившую стать сексуальной рабыней главного героя, вдруг превратилась в эротический бестселлер, и чем этот манифест жестоких игр между мужчиной и женщиной опасен в первую очередь для нас?

Дакота Джонсон и Джейми Дорнан снимутся в главных ролях в фильме «50 оттенков серого»

Автор позиционирует книгу как легкое чтиво для женщин, которым хочется почувствовать себя любимыми и желанными. Но ведет к этим ощущениям своих читательниц Эрика Леонард Джеймс не традиционным, а фрейдистским путем: через унижения, пытки и БДСМ. Именно Фрейд считал, что генезис садизма и мазохизма уходит в детство, а в дальнейшем их проявления обнаруживаются в повторяющихся фантазиях с насилием и подчинением, которые посещают как женщин, так и мужчин. Но женщинам Фрейд отводил в своих исследованиях особое, не самое «комфортное» место: он оправдывал покорность женщины мужчине и отсутствие инициативы с ее стороны как в половых отношениях, так и в других областях жизни комплексом неполноценности.

Последний формировался не на пустом месте, а на базе биологических различий: по Фрейду, как только маленькая девочка обнаруживала у себя отсутствие пениса, она начинала испытывать к нему зависть, усиливая обиду на мать и завистливую привязанность к отцу, а потом и всем существам мужского пола. В сексуальной сфере женщину известный психоаналитик видел неким «инвалидом» или существом, которое выбирает для себя пораженческую зависимую роль и пытается получить от этого некое наслаждение – в точности, как героиня книги «Пятьдесят оттенков серого» Анастейша Стил.

Анастейши Стил в реальности 

Но если посмотреть вокруг, то оказывается, что в том или ином виде «Анастейши» существуют не только в книжках, но и в реальности. По-прежнему вы встретите немало пар, в которых девушка подчиняется мужчине и отдает ему контроль над своей жизнью и над принятием ключевых решений, и даже при расставании не разочаровывается в такой вертикальной модели зависимых отношений, а, наоборот, подсознательно или даже сознательно ищет повторения такой же схемы распределения ролей в новом романе.

Джейми Дорнан и Рози Хантингтон-Уайтли в fashion-съемке по мотивам «50 оттенков серого»

Так был ли Фрейд прав в своем уничижительном анализе женской природы или этому неравенству можно найти и другие причины? Отметим, что в житейской практике есть стремление к «нормализации» таких асимметричных союзов: в подчинении девушки обществу мерещится и фрейдистский поиск сексуального удовольствия в подчинении, и банальная «подмена» сильным властным мужчиной отсутствовавшего в семье отца. Но современные психоаналитики научились видеть причину и в другом: в изначальном гендерном неравенстве ролей в семье, которое и проецирует на будущие отношения девушки схему с обязательным подчинением мужчине.

Американский психоаналитик Джессика Бенджамин в своей книге «Любовные связи» критикует Фрейда за то, что за появлением на свет таких девушек, как Анастейша Стил, он не видел влияния современной семейной культуры, которая через семью отвечает за первичное формирование ценностей у человека. Бенджамин истоки подчинения видит в раннем детстве: девочка выбирает того члена семьи, с которым ей нужно себя ассоциировать, от которого нужно «отразиться», чтобы начать формировать свою идентичность, и первый выбор логично падает на мать. Но в тот момент, когда у ребенка формируются независимость и автономность, в патриархальном семейном укладе, где подчинение женщины и доминанта мужчины считаются нормой, девочка осознает, что мать не обладает ни независимостью, ни автономностью на том уровне, на котором ими обладает мужчина, и негласно начинает тянуться к нему как к источнику власти (то, что Фрейд ошибочно называл «завистью к пенису»). Девочка идеализирует отца как обладателя той силы, которой ей не суждено обладать – власти над другими и над собственной жизнью, эгоистичной возможности выражать свое желание (в том числе и сексуальное) открыто и без боязни. Образ мужчины-доминанты становится неким маяком для нее, к которому она стремится всю жизнь, но налаживать отношения с которым она может лишь через подчинительные связи.

Подчинительные связи

В чем опасность роли Анастейши Стил? 

Что же плохого в таком пусть и несознательном поиске настоящего «самца», сильного и волевого субъекта, который способен будет возглавить семью? Доминантные отношения в книгах могут легко превращаться в некое подобие увлекательной сексуальной игры, из которой в любой момент каждый может выйти. Не победителем, но хотя бы живым и здоровым. Но в жизни несимметричные союзы для женщины заключают в себе множество опасностей, и самая разрушительная из них – насилие в семье. Точно так же, как и тоталитарные государства не существуют без репрессий, так и в отношениях между доминирующим и подчиняющимся последний очень часто вынужден испытывать на себе если не физические атаки, то унижение и попытки подавления личности. Доминирующий субъект нуждается в том, чтобы упрочить свое положение, узаконить свою власть над «подчиненным» и сделать его зависимым и беспомощным. Достигается это в первую очередь за счет повторения «мантры» «Ты не сможешь жить без меня», и субъект (девушка) в действительности не в состоянии позволить себе самостоятельную жизнь, лишившись постоянного дохода (например, после увольнения с работы для рождения ребенка), отдельной жилплощади, комфортной обстановки (при переезде на другое место жительства, смене круга общения и т. д.)…

Мантра «Ты не сможешь жить без меня»

Психологически атмосфера зависимости подчиняющегося объекта поддерживается словесно: девушке часто внушают, что она не способна на принятие решений, что она ничего собой не представляет, что она не выживет без поддержки – от этого страдает самооценка, снижается сила воли, но не проходит «любовь», потому что, во-первых, мужчина может «подогревать» градус страсти, временами сменяя гнев на милость, а во-вторых, сама девушка в своей уничижительной подчиненной позиции не видит ничего ненормального, объясняя такое положение дел истинной сутью брака – построением идеала семейной жизни через страдания. Как результат: не обретя в семье независимости и силы, о которой говорилось выше, девушка не способна ее передать дальше своей дочери. Что происходит? Круг замыкается. Новая Анастейша Стил рождается на свет и не может избежать своего «подчинительного» призвания.

А вы состояли когда-нибудь в отношениях на позиции подчинительного объекта? Делитесь своими историями в комментариях!

Фото: Модные съемки, Allmoviephotos.com