Карл Лагерфельд

Не каждая знаменитость может похвастаться таким количеством неофициальных титулов, как дизайнер Карл Лагерфельд. За потрясающую работоспособность и многогранность таланта его называют Карлом Великим. За эксцентричность – мастером мистификации. За верное служение fashion-искусству на протяжении полувека – гением, гуру, маэстро, кайзером, императором, магнатом современной мировой моды.

С 1983 года Лагерфельд является бессменным креативным директором Дома моды Chanel, с 1984 года параллельно выпускает коллекции под собственным именем KL и KL by Karl Lagerfeld. А еще он успешный парфюмер, фотограф, галерист, издатель, коллекционер, признанный открыватель новых талантов. Именно Лагерфельд заметил на подиуме совсем юную Клаудию Шиффер, именно он разглядел стильную фотогеничность двух известных британок – певицы Лили Аллен и актрисы Эммы Уотсон.

Неутомимый Карл успевает всюду. В 2009 году он выступил в амплуа архитектора - разработал проект восьмидесяти роскошных вилл в Дубае. Летом этого же года на французский экран вышел полнометражный мультфильм «Шпионки» (Totally Spies), в котором Лагерфельд озвучил одного из персонажей, коварного злодея.

Прославленный дизайнер создает более десяти коллекций в год – в среднем это две с половиной тысячи эскизов ежегодно или более семи моделей ежедневно. Он работает по двадцать часов в сутки, а спит лишь четыре часа в день. При этом Лагерфельд несмотря на возраст находится в отличной физической и творческой форме.

В интервью он не раз говорил о том, что его работоспособность – не только природные задатки, но и результат здорового образа жизни (кайзер от моды не пьет и не курит), целеустремленности, умения ни о чем не жалеть и жить настоящим. «Причина моего успеха – желание всегда идти вперед, опережая время. Творчество, работа и личная жизнь для меня - единое целое. Каждое мое достижение – произведение моих рук, и поэтому я счастлив».

Карл Лагерфельд

Долгое время кутюрье утверждал, что родился в
1938 году. Однако накануне его шестидесятипятилетия немецкие таблоиды
взорвались сенсацией: Лагерфельд лукавит! Журналисты отыскали метрику, согласно
которой он на пять лет старше, чем говорит. В ответ Лагерфельд, не смущаясь,
заявил: «Если мне на самом деле семьдесят, то это даже лучше. В этом случае я
просто феномен природы... Я не считаю себя молодым человеком, я считаю, что я
человек без возраста».

Итак, год 1933-й. Маэстро мировой моды Карл Отто Лагерфельд родился 10 сентября в Гамбурге, в семье банковского служащего. Лагерфельды жили в
достатке, имея капитал, заработанный на поставках консервированного молока в
Европу. Деньги отца и заботы матери, утонченной аристократки, позволили
мальчику получить классическое образование. Он много читал, в совершенстве
овладел английским, итальянским и французским языками.

Открыть художественный дар юному Карлу помогла музыка.
Игра на пианино не давалась Карлу: терзая инструмент, мальчик только мучил себя
и близких. Лагерфельд позднее вспоминал: «Однажды мама, не выдержав, захлопнула
крышку инструмента и сказала: «Тебе следует заняться рисунком – это, во всяком
случае, не производит столько шума». Занятия рисованием решено было продолжить
в престижном учебном заведении. В 1952 году отпрыск Лагерфельдов покинул отчий
дом и отправился в Париж учиться в лицее Монтэнь при Синдикате высокой моды.
Однокашником Карла стал другой будущий кутюрье – Ив Сен-Лоран.

В 1954 году Лагерфельд получил первую премию в
конкурсе, организованном Международным синдикатом шерсти. Жюри в лице именитых
мэтров Юбера Живанши, Пьера Бальмана и Кристиана Диора выбрало предложенный
Карлом эскиз пальто как лучший, а вскоре Бальман пригласил талантливого
дебютанта работать в его студии. Три года, проведенные там, стали для
Лагерфельда школой профессионального мастерства, дали доскональное знание мира
моды.

Карл Лагерфельд

Покинув
Бальмана, Лагерфельд в 1958–1963
годах работал арт-директором Дома моды Жана Пату (Jean Patou). В том же
1963-м дизайнер решился на смелый поступок, вызвавший восхищенную зависть
коллег по цеху и до сих пор не имеющий прецедентов. Лагерфельд начал сотрудничать
сразу с четырьмя Домами моды – Chloe, Krizia, Charles Laurdan и Fendi, создавая
абсолютно разные, сохраняющие стиль каждого бренда, коллекции.

Но,
возможно, одним из самых важных событий в жизни Лагерфельда стало приглашение
занять пост креативного директора Дома моды Chanel. В 1980-е прославленный Дом
переживал не лучшие времена, теряя клиентов, страдая от эпигонства и подделок. Лагерфельд
творчески воспринял и переосмыслил наследие Великой Мадемуазель,  предложив вариант неоклассики: «Chanel
– это идея, полная жизни, концепция, которой мы можем пользоваться сегодня, но
ей нужно придать дух настоящего момента, забыв об уважении. Уважение
авторитетов в моде – это конец моды».

«Омоложение»
вышло радикальным. Лагерфельд начал
с того, что выпустил коллекцию костюмов с короткими жакетами и мини-юбками,
которых Коко не признавала. Но с помощью ключевых элементов ее стиля – канта,
металлических пуговиц и цепочек – он придавал облик «от Chanel»
любой вещи. Так в коллекциях модного дома появились костюмы из джинсовой ткани
и кожи, трикотажные платья-майки с надписями, рокерские кожаные куртки, ансамбли
традиционных жакетов с мужским нижним бельем и жакетов из блестящей ткани с
облегающими штанами велосипедиста, бюстье из твида в сочетании с шортами,
кроссовки и колготки с логотипом.

Превращения
стиля Chanel продолжаются. На последней Парижской неделе высокой моды –
2009 Лагерфельд представил брючные костюмы-фраки, твидовые жакеты на крупных
пуговицах, декадентские платья с «дымкой» и меховой отделкой декольте в духе
царской России.

Карл Лагерфельд

Именные
коллекции Лагерфельда KL и KL by Karl
Lagerfeld отличает смешение стилей, свободная игра с деталями и
пропорциями, пародирование классических форм. Кутюрье склонен к провокациям не
только в творчестве. За тщательно выверенный и годами не меняющийся  облик его называют «странствующим фирменным
знаком»: темные очки, веер в руках, напудренные белые волосы с косичкой а ля
Бетховен, высокий стоячий воротничок, облегающие джинсы и каблуки – вот
образ, в котором Лагерфельд неизменно появляется на публике.

Кроме
моды, сердце великого маэстро отдано трем изысканным страстям – фотографии,
парфюмерии и коллекционированию книг. Однажды он сказал, что видит мир словно
сквозь линзу фотоаппарата, которая особым образом изменяет реальность. Фотоискусством
Лагерфельд увлекся в 1987 году, и
хобби вскоре стало профессией. На счету кутюрье две престижные награды:
премия Lucky Strike Designer Award, полученная  в 1993 году и приз Немецкого общества
фотографии, которогодизайнер удостоился в 1996-м. Лагерфельд снимает все
рекламные кампании собственных коллекций, а также коллекций Chanel, Fendi, Maison
Michel и многих других Домов моды.

«Для
меня нет большего удовольствия, чем собирать аромат – нотка к нотке, создавая
те или иные сочетания и обдумывая, как определенный акцент может отобразиться
на человеческих чувствах. Я не могу отделить создание аромата от разработки
коллекции: и то и другое – части единого целого», – признается дизайнер. Его
авторству принадлежат такие известные ароматы, как Parfumes Lagerfeld для Chloe,
Lagerfeld Photo, KL, Sun Moon
Stars, Jako.

Третья
страсть мэтра – книги. Он собирает старинные фолианты, лучшие издания любимых
авторов по всему миру. С частью роскошной библиотеки он все же смог расстаться,
продав в 2000 году на аукционе Christie's несколько книг о французском искусстве
XVIII века.

В
76 лет великий кайзер Лагерфельд по-прежнему молод душой и полон творческих
планов. И он несомненно удивит нас чем-то совершенно новым на ближайшем модном
показе.