Независимо
от того, успела ты понежиться под теплыми лучами солнца или нет, лето ушло и
вернется не скоро. Готовься к зябкой погоде, бесконечным дождям, превращающим
наши дороги либо в озера, либо в непролазную жижу. Даже опытные автоледи иной
раз теряются, когда машина перестает их слушаться на мокрой трассе, а новичкам
тяжелее вдвойне. Ведь у них эта автомобильная осень в первый раз.

О том,
как справится с осенними неприятностями, тебе расскажет наш консультант по
защитному вождению Арсений Фролов. Представитель
династии профессиональных гонщиков, Арсений обучает безопасному вождению уже
десять лет. Мастер спорта по автоспорту, Чемпион России по авторалли, он проходил
преподавательскую практику в Центре высшего водительского мастерства профессора
Цыганкова, изучал методику защитного вождения в Европе: Австрии, Германии и
Голландии.

В
прошлом профессиональный гонщик, Арсений Фролов на практике знает, что такое
дорога и какие сюрпризы она в себе таит. Арсений уверен, что освоив принципы
безопасного вождения, водители перестанут допускать критические ситуации на
дороге, защищая тем самым себя и других участников движения от риска ДТП.


Осенние
дожди превращают обычный асфальт в покрытие, требующее от водителей специальных
знаний и навыков. Если дождь застанет тебя в пути, дорога  моментально покроется тонкой прослойкой,
состоящей из смеси воды, пыли и грязи. Этот «коктейль» будет препятствовать
полноценному контакту колеса с покрытием и может залепить рисунок протектора
шины, в результате чего дорога станет очень скользкой. В таком случае постарайся
увеличить дистанцию до впереди идущего автомобиля и снизить скорость. Не делай
резких движений рулем, ведь принцип езды по слегка увлажненному асфальту и по
льду – один и тот же.


Если
дождь успел сильно намочить асфальт, водитель должен брать в расчет риск
аквапланирования. Вода обычно скапливается в малозаметных глазу углублениях -
асфальт ведь не идеально ровный - и дорожной колее. Колеса твоей машины в такие
моменты работают на отвод воды, чтобы автомобиль не терял маневренности. Дорогие
шины способны отводить не более 10 литров воды в секунду на скорости 100
км/час. Но даже самая лучшая шина не справится с сильным потоком воды, если
скорость слишком высока. Также, аквапланирование возможно, если дождь очень
интенсивный и вода не успевает стекать с дороги.

Излишки
воды образуют тонкую прослойку между колесом и дорогой, машина приподнимается
над ней и скользит по поверхности. В такие мгновения автомобиль не поддается
управлению и риск аварии очень велик. Не паникуй! В твоих силах изменить
ситуацию: сбавь скорость, плавно отпустив педаль газа, и удерживай руль в
прямом положении. Медленней проезжай даже по небольшим и неглубоким лужам.
Постарайся ехать так, чтобы колея была между колес. Если все же попадешь в нее,
выходи плавно, предварительно снизив скорость и без резкого поворота, чтобы
автомобиль не занесло. Секрет в том, что лишь прямо стоящее колесо способно
отводить наибольшее количество воды. Чем дешевле или более изношены шины, тем
меньше воды они способны отводить, повышая риск возникновения аквапланирования
даже не на самых высоких скоростях.


Если
ты еще не закрыла дачный сезон, объективно оцени возможности своей машины. Хороший
асфальт за городом имеет обыкновение неожиданно быстро заканчиваться. И если в
сухую погоду ты легко преодолевала большие расстояния по грунтовке, то осенью
придется попотеть - возможно, и в прямом смысле слова. Например, когда твоя
машина, увязнув, потребует буксира.

Чтобы
минимизировать риск пробуксовки на скользкой дороге, выясни тип и качество
установленных шин. Если они широкие и низкопрофильные, то проехать по скользкой
траве, очень мокрому или вязкому грунту вряд ли получится. Такое колесо проскальзывает
из-за неглубокого рисунка протектора, который быстро засоряется и не может
цепляться за поверхность. Риск увязнуть есть и на машине с обычными шинами.
Одолеть разбухшие от осенних дождей дороги могут автомобили, «обутые» хотя бы в
универсальную внедорожную резину.


Если
поездки за город достаточно редки, чтобы раскошелиться на дорогие внедорожные покрышки,
постарайся освоить принципы вождения на неасфальтированном покрытии. Ехать надо
максимально медленно, чтобы колеса твоей машины как можно большее количество
времени находились в контакте с поверхностью, а не прыгали по ней, делая
автомобиль плохо управляемым. Прыжки по кочкам может привести если не к аварии,
то к повреждению подвески, после того как приземлившееся резко колесо ударится
об очередную неровность. Кстати, прыгающий по кочкам автомобиль еще и плохо
управляем, поэтому его запросто может сбросить с дороги или он поедет прямо в
первом же попавшемся повороте.


Одну
их самых больших опасностей таят в себе ровные гравийные дороги. По ним, вроде
бы, можно ехать быстро, однако гравий не дает колесу в полной мере
соприкасаться с поверхностью. Такой тип езды можно сравнить с движением по
небольшим шарикам, которые перекатываются под колесом и могут понести машину в
совершенно неожиданном направлении. Острые края камней повреждают рисунок
протектора тем больше, чем выше скорость, и могут послужить причиной взрыва
колеса.

А
если покрытие дороги, ко всему прочему, похоже на «стиральную доску», то на
высокой скорости колеса будут больше времени проводить в воздухе, перепрыгивая
несколько гребней к ряду. Это существенно снизит маневренность твоей машины и
может привести к потере управления и даже незапланированной остановке в кювете.
Рекомендованная скорость движения по грунтовым дорогам - не более 40-60 километров в час.


Вдвойне
опасны мокрые гравий и грунт.  Камни
становятся скользкими от воды и грязи, раскисает и само покрытие. На дороге
появляются колеи, в образовавшейся грунтовой каше  колесо может начать «плавать». Твоя машина в
поисках твердого сцепления с дорогой может начать скользить по всей ширине
дороги, а при наличии уклона - даже соскальзывать в его направлении, на встречную
полосу или в кювет.

Если
есть возможность, воздержись от поездок по таким дорогам. Если нет, езжай
медленнее и выбирай более плавные траектории.


Осенняя
дорога опасна не только колеей, раскисшей жижей и мокрым гравием. Неприятный
сюрприз могут подкинуть и опавшие листья. Любуйся ими, когда ты не за рулем,
потому, что:

-
яркие листья отвлекают твое внимание, невольно заставляя глаз фокусироваться на
них, а не на том, что делается дальше - в повороте, на перекрестке и так далее;

-
листопад (не только листопад, а осенние листья в целом, даже когда они на
деревьях) скрывает яркие автомобили, создавая эффект маскировки;

-
опавшие листья практически всегда мокрые. Когда их много, они в состоянии
облепить колеса твоей машины полностью, создавая эффект езды по очень и очень
скользкой дороге и сделать автомобиль практически неуправляемым. Чтобы
предотвратить риск налипания листьев на колеса, проезжай по ним на одинаково
невысокой скорости.

Мокрые
опавшие листья липнут не только на колеса, они забивают радиатор,
воздухозаборник, затрудняют обзор через все стекла и ухудшают работу фар. Их
практически невозможно удалить с помощью дворников. Чтобы избавиться от такого
опасного соседства, тебе придется 
регулярно выходить из автомобиля и вручную их убирать. Для больше
безопасности желательно делать это каждый рез перед тем, как сесть в машину
-  даже после коротких остановок под живописными
кронами осенних деревьев.


Очередной
минус осени для водителей - дорожная грязь. Она быстро облепляет фары и зеркала
твоей машины. Поэтому вози с собой матерчатые перчатки (для гигиены), салфетки
или одноразовые тряпочки, чтобы регулярно чистить загрязнившиеся осветительные приборы
и зеркала заднего вида.

Можно
еще захватить губку и бутылку обычной воды и/или жидкость для мыться стекол.
Если ты едешь по дороге с интенсивным движением, возможно, это придется делать
каждые пару километров. Конечно, время в пути увеличится, но опасность попасть
в аварию уменьшится в разы.

И
еще один старинный, но проверенный практикой совет: тише едешь - дальше будешь.
Пока ты не перестроишься с летнего типа вождения на осенний - это будет
особенно актуально.

Удачи
на дороге!

Советы
консультанта по защитному вождению записала Елена Нерсесян-Брыткова.