В мире так много соблазнов! Поэтому мы не устаем пополнять наш wish list, рассказывать вам о самых интересных fashion- и beauty-новинках месяца, подбирать стильные вещи с подиума… Но! На все это нужны деньги, а для денег нужен либо богатый спонсор, либо стабильное спонсорство со стороны работодателя. Если вы – made your self, и второй вариант вас устраивает больше первого, то рекомендации Никиты Непряхина – бизнес-тренера, писателя, автора и ведущего тренингов по убеждению и публичным выступлениям – будут вам весьма кстати! А начнем мы, как водится, от печки, то есть с собеседования.

7 типичных ошибок на собеседовании

У меня есть две знакомые, одна из которых с легкостью находит новую работу, каждый раз продвигаясь по карьерной лестнице. Для другой приятельницы поиск работы превращается в бесконечную череду собеседований, которые всегда заканчиваются одним и тем же: «К сожалению, вы нам не подходите», «Из числа кандидатов мы выбрали другого человека», «Вакансия закрыта, мы перезвоним, когда будет что-то подходящее» и так далее. Образование у этих девушек одно и то же, опыт примерно одинаковый, степень квалификации похожая. Так в чем же дело?

Очевидно, что важны не только опыт, знания, компетентность и личностные качества, но и то, как мы ведем себя на собеседованиях. Работая в корпоративном сегменте HR многих крупных компаний и проведя не одну сотню собеседований, я поделюсь основными ошибками, которые совершают соискатели.

Одежда и женские чары

Первое, банальное, но при этом самое важное – это внешний вид кандидата. «Встречают по одежке» – пока никто не отменял. Главные принципы: деловой стиль, аккуратность, отсутствие ярких цветов в одежде или сценического макияжа, никаких лишних отвлекающих деталей. Стиль одежды все-таки должен соответствовать той должности, на которую вы претендуете. На практике – это далеко не так.

Например, вызывающее декольте. Многие девушки думают, что они смогут очаровать своей сексуальностью потенциального работодателя. Как отреагирует на это женщина-рекрутер, думаю, понятно. На мужчину это, конечно, произведет впечатление, но в конечном итоге грамотный работодатель-мужчина все равно не возьмет такого сотрудника. Сомнения в компетенции, боязнь вероятных служебных романов и конфликтов сделают свое дело. Главное правило руководителя – никакой сексуальности. Очарование и женственность – ДА, кокетство и сексуальность – НЕТ.

А еще многие соискатели-женщины в беседе подключают свои чары и пользуются запрещенными деловым этикетом приемами. Например, начинают заигрывать, кокетничать, льстить, сыпать лживыми комплиментами или даже заискивать перед работодателем. Любой опытный и грамотный интервьюер будет трактовать такое поведение как неуверенность или отсутствие должной компетентности. Работодатель-мужчина может сначала попасть на вашу удочку, но в итоге решение будет в пользу более уверенного, конструктивного и делового кандидата.

Вывод: Будьте скромны и аккуратны. Придерживайтесь делового стиля.

Самореклама, или «Не надо стесняться!»

Помните, Иван Дорн в своей песне призывает не стесняться? Это применительно не только к танцам, но и к собеседованию. Собеседование – это фактически самопрезентация, вам необходимо продать себя как специалиста работодателю. Поэтому акцентируйте внимание на своих опыте и компетенции. Делитесь своими достижениями.

Есть, правда, другая крайность, которую я называю «Мои условия». Ко мне приходили многие кандидаты, которые с порога говорили о своих условиях: «Так, имейте в виду, что я начинаю рассматривать предложения, начиная с такой-то суммы» или «Скажу, что я не готова на то и на это». Вариант хуже – сразу требовать зарплату и спрашивать об отпуске и отдыхе. В таком случае сразу появляется антипатия к человеку и становится понятным, что главное в его системе ценностей. Кроме того, нередко бывали случаи, когда мы были готовы предложить кандидату намного больше его первичных требований. Поэтому сначала «продайте» себя, а уже потом обсуждайте цену.

Вывод: Будьте уверены в себе.

Процесс, а не результат

Типичная ошибка – рассказывать на собеседовании о том, как вы работали. Как было сложно / интересно / сколько было опыта / какие были разные проекты / сколько было коллег в коллективе и так далее. Все эти описания ориентированы на процесс. А работодатель хочет видеть результат. Что он получит, какую пользу вы можете принести, какие задачи решить, что привнести. Поэтому заранее подготовьте убедительные факты о ваших достижениях. Не просто «имели большой опыт», а чего конкретно достигли. Не просто «вели сложный проект», а что конкретно он дал компании. Не просто «работали с большим количеством клиентов», а сколько заработали денег компании. Не просто «имеете большой опыт в этой сфере», а какие конкретные проблемы вы можете решить.

Вывод: Будьте конкретны и ориентированы на результат.

Критика предыдущего места работа

Не критикуйте своего предыдущего работодателя. Любой интервьюер будет думать, что и о его компании вы сможете говорить то же самое. «Начальник был самодур» – значит, винит всех, но не себя. «Сплетничали в коллективе постоянно» – значит, сама интриганка. «Не давали продвигаться по карьерной лестнице» – значит, не показала себя достойно…

Если уж критиковать, то грамотно и объективно. Критикуйте не личностей, не бывшего начальника, не продукты или услуги компании, не коллектив, а условия работы. Идеально, если эта критика будет перетекать в демонстрацию ваших возможностей. Например, вы хотели бы расти дальше, но в отделе всего два человека, а вы не желаете никого подсиживать. Или были постоянные задержки зарплаты, а вам необходимо оплачивать свое обучение. Главное тут, конечно, не перегнуть и не вызвать слезу восхищения.

Вывод: Будьте благодарны предыдущему работодателю.

Инициатива

Из моей практики: мужчины более инициативны, чем женщины. Отправили резюме и сидите ждете, пока вам сами позвонят? Прошло собеседование, и вы ждете, пока вам сообщат результат? Можете не дождаться. Во-первых, выигрывает всегда более инициативный и активный кандидат. Во-вторых, у многих менеджеров по подбору персонала столько открытых вакансий, что часть резюме теряется, а часть забывается. Напоминать о себе обязательно нужно.

Даже если вам отказали, проявите инициативу и спросите, чем конкретно вы не подошли, чего вам не хватило, чтобы занять должность. Но не с претензией, конечно, а с необходимой доброжелательной интонацией. Ну а если вы попросите рекрутера дать вам консультацию и некоторые рекомендации на будущее, то можете получить бесценную информацию для успешного интервью в другой компании.

Вывод: Будьте инициативны.

Проявление интереса

Ко мне часто приходили кандидаты с угрюмым видом. В какой-то момент я ловил себя на мысли: «А зачем вообще она пришла?». У меня возникало невольное ощущение, что я что-то им должен. Мораль: будьте позитивны и улыбчивы, а главное, показывайте интерес к компании и заинтересованность в должности.

Для этого, во-первых, все узнайте про компанию. Каждый второй кандидат смутно представляет, чем занимается фирма, не в курсе ее истории или корпоративных ценностей. Изучите все нюансы, зайдите на официальный сайт, узнайте про основных конкурентов. Поразите работодателя знанием имен топ-менеджеров компании, корпоративных правил и норм этикета или особенностей продуктовой линейки компании.

Во-вторых, всегда задавайте вопросы о своих должностных обязанностях в конце собеседования. Нет ничего хуже, когда на вопрос «Ну а теперь ваши вопросы» кандидат равнодушно качает головой. Следующий!

Вывод: Проявляйте интерес к компании.

Семейные планы

Ну и последний нюанс. Для любого работодателя в некоторых случаях более выигрышным кандидатом будет мужчина. На то есть две причины. Первая: считается, что мужчина более ориентирован на работу, ведь ему надо кормить семью. Во-вторых, мужчина не уйдет в декрет с сохранением заработной платы. Поэтому девушкам не стоит показывать работодателю, что вас и так обеспечивает вторая половина или что вы подумываете о втором ребенке. Любой работодатель хочет, чтобы для кандидата главной была работа. На собеседовании убедить в этом работодателя необходимо, даже если на самом деле вы относитесь к ней иначе.

Вывод: Покажите, что у вас большие планы на компанию и работу в ней.

Для справки:

 

Никита Непряхин – один из самых востребованных бизнес-тренеров России. Специалист Training&Development. Единственный в стране бизнес-тренер по практической аргументации и убеждению. На его счету более 1 000 проведенных тренингов, семинаров и мастер-классов, в том числе обучение ведущих политиков и депутатов. Имеет опыт работы в предвыборных кампаниях.

Является персональным консультантом по публичным выступлениям топ-менеджеров ряда крупнейших российских и международных компаний.

 

Фото: Splashnews/Alloverpress.ru, Style.com, промо брендов