Подготовить выступление буквально за каких-то полчаса не так уж и сложно, конечно, если ты эксперт в своем деле и у тебя есть наша инструкция. О том, как справиться с поставленной задачей, рассказывает Екатерина Кононова, генеральный директор и учредитель агентства по личному брендингу BAKE Pro.

Прежде чем приступать к подготовке выступления, подумай, чего именно ты хочешь добиться своей пламенной речью. Может, изменить убеждения или поведение людей, может, вызвать эмоциональную реакцию собравшихся, или мечтаешь чему-то научить аудиторию.
Екатерина Кононова
генеральный директор и учредитель агентства по личному брендингу BAKE PRO

Ответь на вопросы

Кто твоя аудитория? Чего эти люди хотят, чего боятся? Ответы именно на эти два вопроса помогут сделать вступление сильным, эмоционально наполненным, и по-настоящему привлекут внимание аудитории. И все потому, что ты будешь чувствовать и озвучивать «боли» собравшихся. Начни свою речь правильно. «Доброе утро, я очень рада, что меня пригласили выступить здесь» — плохое, скучное начало. Внимание людей так не завоюешь, поэтому сразу с «боли». С того, что ты пришла сюда, чтобы помочь от этой «боли» избавиться. Например, ты презентуешь керамическую сковородку. Какая у аудитории «боль»? Нет времени готовить еду по полтора часа, а потом еще столько же мыть посуду. Очень хочется сократить время готовки, чтобы после работы отдохнуть. Строй выступление по принципу «Боль — Больше боли — Надежда — Решение». Третий вопрос, на который нужно найти ответ — что ты хочешь, чтобы слушатели сделали после твоего выступления. Например, совершили покупку, начали заниматься спортом, пересмотрели питание, поменяли отношение к своим постам в социальных сетях. Выбери одну-три мысли, которые планируешь донести до аудитории. Вот их-то и надо раскрыть в своей речи.

Напиши план

Честно скажем, что полчаса, конечно, слишком мало, чтобы написать полноценную зажигательную речь, поэтому обязательно напиши краткий план своего выступления. Ограничься тезисами. Это могут быть как предложения, так и просто ключевые слова. Делай так, как тебе привычнее и удобнее. К каждому пункту найди факты, статистику и зафиксируй. Пространные рассуждения — это, конечно, здорово, но без конкретики они не цепляют. Чтобы точно найти отклик в сердце аудитории, сделай цифры более близкими и понятными. Так, в 2001 году, когда Стив Джобс представлял IPod, он сказал, что продукт имеет 5 ГБ памяти на жестком диске. Мало кто мог понять, что значит это число. Джобс пояснил: «Этого достаточно для хранения 1000 песен». А дальше усилил свою речь, добавил, что все эти песни могут поместиться в кармане! Доходчиво, да?! В том случае, если тебе сложно выступать на основе тезисов, вступай в диалог с аудиторией. Обозначь тезис, а дальше предложи задавать вопросы. Это проще, чем импровизировать, конечно, лишь в том случае, если ты эксперт в своей теме.

Подведи итоги

После отработки каждого тезиса подводи итоги, резюмируй, что ты только что рассказала. Нет, серьезно! Наша память коротка, в потоке речи мы часто теряем самую суть. Поэтому не ленись и не стесняйся — подводи итоги и расставляй акценты.

Закончи речь правильно

Последние слова выступления должны вернуть аудиторию к «боли», с которой началась твоя речь. Только теперь предложи людям еще и решение проблемы. Скажи что-то такое, что непременно замотивирует собравшихся на действие. Подготовкой заключительной части выступления ни в коем случае не стоит пренебрегать, иначе оно покажется незаконченным. Более того, финальные слова надо выучить назубок, ведь яркая концовка всегда запоминается!

Текст: Ольга Ращупкина

Фото: IStock.com