В гонке за статусом и признанием мы часто покупаем ненужные нам вещи, по сути, лишь атрибуты и символы благополучия или принадлежности к той или иной ячейке общества. Подливают масла в огонь и психологи — они называют шопинг лучшей терапией, и маркетологи, убеждающие приобретать определенный товар. Рассказываем, как купить то, что нужно именно тебе, не переплачивая.

Не верь маркетологам

Большинство ученых винят в сложившейся ситуации маркетологов, заманивающих наивных потребителей лозунгами из серии «Думай иначе» (Тhink different) и убеждающих людей в том, что вместе с новым смартфоном они получают удивительный новый мир с особой философией. Покупателей возвышают чуть ли не до уровня евангелистов, членов особой касты. Если говорить про цены, тот тут тоже не без хитростей. Рекламщики уверяют, что ценник на новую модель кресла выше всего на 50 % — ты только вдумайся, всего на 50 %! — не потому, что они хотят заработать, а потому, что уровень комфорта товара в два раза выше. В погоне за покупателем маркетологи изобретают новые названия привычных цветов, предлагая нам кардиганы устричного или лососевого цвета, юбки оттенка «замороженное шампанское». Понятно, что вещи столь «необычной» цветовой гаммы стоят дороже.

Не верь продавцам

Как правило, фразы из серии «это последняя куртка» и «подумайте, завтра этих сапог может уже в магазине не быть» — заезженная уловка, с помощью которой продавец хочет подстегнуть твое желание приобрести вещь здесь и сейчас. Мудрые люди говорят, что с любой идеей надо «переспать», так, может, стоит к ним наконец прислушаться? Подумай, действительно ли в сетевом магазине представлены лимитированные коллекции, которые разлетаются как горячие пирожки? И если да, то почему эти вещи до сих пор не раскуплены? В случае если устоять перед соблазном трудно, попроси отложить товар до завтра. Утро вечера мудренее, с этой идеей надо «переспать», помнишь?