«Женская собственность» (1999)

«Женская собственность» – один из первых фильмов, в котором
Константин Хабенский заявил о себе как о серьезном драматическом актере. Герой
Хабенского, Андрей Калинин, сдает вступительные экзамены в театральный
институт. Желая сразить приемную комиссию, юноша уверенно делает ставку не на
талант, а на собственное обаяние. И ставка эта неожиданно «выигрывает»: между
Андреем и экзаменатором Елизаветой Каминской, известной актрисой, которую
сыграла Елена Сафонова, вспыхивает сильное чувство. Разница в возрасте и
смертельная болезнь Каминской не останавливают Калинина: вчерашний мальчик
готов принять вместе с любовью и ответственность за нее…

Журналисты называют Хабенского «донжуаном», «главным
любовником российского кино», приписывают ему романы с фигуристкой Ириной
Слуцкой, актрисами Евгенией Добровольской, Елизаветой Боярской и другими
знаменитыми красавицами. Сам актер на личные темы распространяться не любит: «Кто
хочет, пускай рассказывает о женах, детях, любовницах. Я считаю, что мой
внутренний мир должен находиться во мне и с теми людьми, которым я доверяю». По
трагичному совпадению, события фильма «Женская собственность» нашли отражение в
судьбе актера. Его счастливый девятилетний брак с московской журналисткой
Анастасией оборвался 1 декабря 2008 года: молодая женщина умерла от рака,
оставив на руках мужа маленького сына Ивана.


«Убойная сила» (1999–2005)

Роль грустного интеллигентного оперативника Игоря Плахова в
сериале «Убойная сила» превратила молодого петербургского актера в любимца
телезрителей. Как рассказывает в интервью Константин Хабенский, «звездой»
сериала он стал случайно: «Там никак не могли найти главного героя, хотя
снимать уже начали. Я приехал на пробы после спектакля, уставший. Режиссер мне
объясняет концепцию, а я стою с умным лицом, улыбаюсь – сил говорить уже не
было. И вдруг слышу: «Так, берем Хабенского! Даже и пробовать не будем – всё
понятно».

У актера нет предубеждений, свойственных многим его
коллегам, о том, что съемки в мыльных операх ставят крест на творческой
карьере. «Конечно, у сериалов много минусов, – говорит Хабенский. – Есть
актеры, которые принципиально в сериалах не снимаются. Если ты знаменит, ты
можешь себе позволить отказываться от таких ролей. Сериал считают второсортным
кино, и актер уже известный, состоявшийся, возможно, не станет в нем сниматься,
чтобы не испортить себе биографию. А мне портить было нечего. Мне нужно было работать,
чтобы меня знали в лицо. Это очень важно для актера. К тому же я понимаю, что
сериал – это достаточно легкий успех, если это вообще можно называть успехом.
Голова немного покружилась от этой славы и перестала».


«В движении» (2002)

Филипп Янковский, снимая свою дебютную картину «В движении»,
доверил Константину Хабенскому ключевую роль. Главный персонаж фильма – светский
журналист Саша Гурьев. Веселый циник и успешный охотник за сенсациями,
сыгранный Хабенским, стал своеобразным героем нашего времени. Говоря словами
самого актера, люди, подобные Гурьеву, считают себя сегодня законодателями
моды, поставщиками настоящих новостей, специалистами по раскрутке тех или иных звезд
и истиной в последней инстанции. Настоящие акулы пера высоко оценили работу Хабенского,
написав о премьере лестные рецензии.

Создавать сенсации, выдумывать несуществующие факты
собственной биографии Константин Хабенский умеет и в жизни. Когда актеру
надоедает отвечать на скучные и назойливые вопросы пишущей братии, на свет
рождаются забавные легенды. Например, о личной коллекции театральной обуви,
одним из ценных экспонатов которой является башмак Михаила Пореченкова. Или о
воспалении легких, подхваченном младенцем Костей в родильном доме. «Я не
свободен от давления публичности, – улыбается Хабенский. – Чтобы не попасть в
сумасшедший дом, поставил вокруг себя какие-то круги защиты. Но внимание моя
физиономия привлекает, поэтому, выходя в свет, лишнее ковыряние в носу себе не
позволяю, чтобы избежать ситуаций, которые могут быть превратно истолкованы».


«Ночной дозор» (2004), «Дневной дозор» (2005)

Светлый маг Антон Городецкий – одна из самых известных массовому
зрителю ролей Константина Хабенского. Комментируя свою работу над этим
персонажем, актер говорит: «Городецкий удивляет сочетанием силы и слабости.
Лукьяненко написал Городецкого супергероем, который не очень сомневается,
сражаясь на стороне добра. Мы с Бекмамбетовым решили, что в кино интересней
другой типаж, более приземленный, беспомощный, изломанный. Главная задача
Городецкого – не стать Иным, остаться человеком, что несовместимо, конечно.
Потом, там чисто профессиональные задачи были забавные. Сыграть женщину в
мужском теле… Я подобных вещей не делал еще. «Дозор» с его аттракционами – это
опыт увлекательный».

После кассового успеха обеих частей фантастического экшена
Хабенскому стали прочить дорожку в Голливуд. И не напрасно: в 2008 году
Бекмамбетов пригласил актера сыграть полубезумного подрывника в нашумевшей
картине «Особо опасен» (Wanted). В интервью Константин Хабенский неизменно
заявляет, что пока покорять «фабрику звезд» не стремится: «Хочу ли я в
Голливуд? Я не тот человек, который мечтает работать в одном месте, а работает
в другом. Мне интересно быть там, где я нахожусь. Про свои съемки в Wanted я
могу сказать только одно. Это было интересно, и это было без понтов. Там на
площадке нет такого: «я звезда, а ты никто». Мы вместе работаем, выкладываясь
на сто процентов, – и всё».


«Бедные родственники» (2005)

Обаятельный и немного сентиментальный авантюрист Эдуард
Летов организовал безубыточный бизнес. Он помогает жителям маленького южного
городка, затерявшегося на просторах бывшего СССР, разыскивать родственников за
границей: в Канаде, Израиле, Швейцарии. Если настоящей родни нет, Эдик быстро организует
замену. Однако безупречно отлаженная схема Летова дает сбой, когда мнимые
родственники, не подозревая об обмане, начинают относиться друг к другу с
искренней теплотой и любовью…

Актерская работа в фильме Павла Лунгина «Бедные
родственники» принесла Константину Хабенскому две престижных награды: приз
фестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая мужская роль» (2005), премия
российской кинопрессы «Золотой овен» в
номинации «Лучшая мужская роль по результатам народного голосования» (2006). Материальная
отдача от любимой профессии для Хабенского, как он неоднократно подчеркивал, не
абсолютный приоритет: «Лично я бизнесом не занимаюсь. Посредством своих сил и
возможностей помогаю пожилым актерам и молодым людям, которые хотят попробовать
себя в актерском мастерстве… Театр – это хобби. Что касается кино, мы получаем
там деньги. Иногда удовольствие. Когда одно с другим сходится, это непостижимые
вещи. Способов зарабатывания легких денег очень много. И гораздо проще не
сниматься в кино и не работать в театре, а избрать для этого какой-то более
простой путь».


«Час пик» (2006)

Кризис среднего возраста совпадает для бизнесмена
Константина Архипова со страшным открытием: случайно заглянув в свою
медицинскую карту во время планового обследования, он узнает, что смертельно
болен и жить ему осталось несколько месяцев. Жизнь успешного человека
неузнаваемо меняется – не под влиянием решений Архипова, а под давлением тех,
кто его окружает. Диагноз оказывается ошибкой, но все пути назад, к привычному
укладу и отношениям с близкими герою уже отрезаны.

Ситуацию поворота, чем-то похожую на обстоятельства своего
персонажа, Хабенский пережил еще в юности, когда выбирал будущую профессию.
Проучившись три года в техникуме авиационного приборостроения и автоматики, он
понял, что стезя инженера его совсем не интересует и надо идти в другую сторону.
Случайно попав с компанией друзей в авторский театр-студию «Суббота», Хабенский
«прирос» к нему. Начал работать монтировщиком, иногда выходил на сцену «театральным
горошком» или «человеком в черном», то есть в массовке или в качестве живой
декорации. Театральная атмосфера увлекла юношу настолько, что он решил стать
актером. В 1990 году студент Константин Хабенский был зачислен в Ленинградский государственный
институт театра, музыки и кинематографии, в мастерскую В. М. Фильштинского.


«Ирония судьбы. Продолжение» (2007)

Любимый новогодний фильм всей России, особенно старших
поколений, в честь своего тридцатилетия получил подарок. Тимур Бекмамбетов –
как видим, имя этого кинорежиссера часто встречается на творческом пути
Хабенского – снял одновременно сиквел и римейк легендарной картины Эльдара
Рязанова. В новой «Иронии судьбы…» Константин Хабенский продемонстрировал яркий
комедийный талант, сыграв роль незадачливого романтика Кости Лукашина, более
счастливого в любви, чем его отец Евгений (вспомним персонаж Андрея Мягкова).

Сам актер признается, что не любит играть героев, этаких
рыцарей без страха и упрека: «В них всегда есть пафос. Меня так и тянет его
сбить. Но герой есть герой. Он не должен иметь нелепых привычек, попадать в
смешные ситуации. А жаль. Смешные или трагикомичные роли – это моя мечта, моя
любовь!» Своими кумирами в комедийном жанре Хабенский считает Евгения Евстигнеева,
Евгения Леонова, Чарли Чаплина: «Я просто смотрю на этих людей, на их работу,
на то, что они оставили после себя, и понимаю, что в них есть что-то слишком
человеческое – то, что продолжает тревожить через пять, двадцать, сто лет». А
еще, по мнению актера, чувство юмора – лучшее лекарство против звездной
болезни: чем больше титулов и званий, тем чаще оно требуется.


«Адмиралъ» (2008)

Широкоэкранное эпическое полотно об одном из самых
значительных деятелей белогвардейского движения заставило говорить о себе всю
страну. Насколько бережно обошлись создатели картины с историческим материалом?
Может ли Колчак стать национальным героем? Удалось ли Хабенскому воплотить его
образ на экране? Судя по всему, удалось: в 2009 году актер получил премию «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская
роль» за свою работу в фильме «Адмиралъ».

«Для меня самым сложным было передать характер, масштаб
личности своего персонажа, а не быть в кадре «человеком, загримированным «под
Колчака», – говорит в одном из интервью Константин Хабенский. – И при этом все
происходящее на экране должно быть понятно современному зрителю. Ведь если в
фильме есть живая человеческая история, если ты, сидя в зале, сопереживаешь,
понимаешь: «Это же про меня!», появляется момент актуальности. Я не играл
историческую личность, не пытался воспроизвести на экране Александра
Васильевича, я хотел найти адекватный ему художественный образ. Образ офицера,
мужчины и, надеюсь, человека. Человека разных качеств, но для которого не были
пустым звуком понятия ответственности, присяги Отечеству и царю, верности
своему слову, любви к женщине… Сегодня в жизни очень много суеты, каких-то
мелочей, которые отвлекают мужчину от его главного предназначения».


«Домовой» (2008)

Писатель Антон Праченко пытается вырваться из тисков
кризиса, творческого и личного. Интерес читателей к его детективам упал,
издательство отвергает новые рукописи, не всё гладко в отношениях с любимой
женщиной и маленьким сыном… «Музой» Праченко становится киллер по прозвищу
Домовой (эту роль сыграл харизматичный Владимир Машков). Мягкотелый, инфантильный,
нерешительный детективщик ради нового бестселлера соглашается на опасную игру с
наемным убийцей, из которой выходит потрепанным, узнавшим суровую правду жизни.

Похож ли Хабенский хоть чем-то на своего персонажа? «В жизни
я разный, – признается актер. –  Могу
быть хорошим и плохим, добрым и злым, бесстрашным и трусом. Но надо мной
довлеет мой знак зодиака: я – Козерог. И поэтому чаще всего я такой спокойный,
«упертый» человек, который медленно, то отходя, то возвращаясь, в конце концов
добивается цели». Как и писатель Праченко, актер Хабенский с головой
погружается в творческий процесс и не терпит никаких отвлекающих факторов: «Обычно
я весь в работе. Не знаю, к сожалению или к счастью, но я не могу отключаться
от дела, которым занимаюсь, – от театра, кино. И чересчур переживаю по этому
поводу, хоть и стараюсь относиться ко всему легко».


«Чудо» (2009)

В этом фильме, основанном на реальных событиях, Константин
Хабенский вновь предстает в роли журналиста. Николай, корреспондент московского
издания, расследует мистическое происшествие с окаменевшей девушкой,
случившееся в Самаре накануне нового 1956 года. На танцах в Доме культуры
комсомолка Зоя сняла со стены икону, начала с ней кружиться и застыла, простояв
без движения 128 дней. Николаю дано задание написать статью, разоблачающую
«религиозное мракобесие». Однако истина, которую он обнаруживает, заставляет
его поверить в существование божественного чуда и почти возненавидеть свое
ремесло и свое время, проникнутое ложью.

Полушутя, полусерьезно Хабенский отмечает, что ему, как и
его персонажу, иногда свойственна неприязнь к собственной профессии: «Актер – профессия
очень сволочная. Не буду утомлять вас подробностями «кухни», но если у тебя
вчера получилось – еще не факт, что сегодня получится. Нужно каждый день
приходить и доказывать, что ты именно тот, кого хотят видеть. Именно тот, кто
пускай иногда, но способен удивить себя самого. Именно тот, кто может без стыда
сказать: я стараюсь работать честно. Совершаю ошибки, исправляю их, делаю
выводы, иду дальше. Каждый день надо доказывать, что ты всё тот же. И при этом
всё лучше».