Психология

Без дураков! Как научиться говорить НЕТ?

Отказать в просьбе может не каждый. И в результате нам попросту садятся на шею. Почему так происходит и как с этим бороться, рассказывает наш эксперт.

Давайте признаемся честно: мы очень часто берем на себя ненужные обязательства, загоняя себя в бесконечный цейтнот и круговорот хлопот только по причине того, что не умеем вовремя и правильно сказать «НЕТ». При этом теряем время, нервы, силы. И особенно в феврале – месяце, когда авитаминоз приближается с катастрофической скоростью, а запасы витамина D стремятся к нулю. Согласитесь, так сложно в этот серый пасмурный месяц, когда организм истомился в ожидании весны с ее позитивным настроем, отказать кому-то в просьбе, ведь просящий так устал, так устал. И вот рвешь жилы, смотря сквозь пальцы на то, что просьб «подстраховать» становится все больше, а ваше внутреннее раздражение растет и поедает вас изнутри… Как не загнать себя, пытаясь угодить всем на свете своей безотказностью, рассказывает наш эксперт

Никита Непряхин

– бизнес-тренер, писатель, автор и ведущий тренингов по убеждению и публичным выступлениям.

Ох уж это такое трудное слово «НЕТ». Конечно, каждый в состоянии сказать само слово «нет»: «У вас есть последний альбом Стаса Михайлова?» – «Нет!». Но вот отказать в просьбе может не каждый. В результате нам попросту садятся на шею: мы безотказно задерживаемся на работе, берем на себя ненужную ответственность, соглашаемся на любую просьбу о помощи, даже если это нам вредит, даже ребенку не можем отказать в любом капризе. А внутри все копится и копится, и в результате нас переполняют расстройство, агрессия, разочарование… Ни о какой внутренней гармонии и стремительном подъеме по карьерной лестнице здесь речь не идет.

Почему так происходит? Почему так сложно отказать? Почему умение корректно, грамотно и уверенно отказать так востребовано и в личной жизни, и в бизнесе? Почему головой мы понимаем, что надо отказать, но какие-то внутренние необъяснимые барьеры мешают это сделать в нужный момент?

Причин тут может быть множество. Это и выученный стереотип поведения, который в нас вдалбливали с детства; это и желание всем угодить и быть хорошей и покладистой в глазах друзей, коллег, родственников; это и боязнь испортить добрые отношения с собеседником; это и заниженная самооценка или неуверенность в себе; это и желание не нарушать нормы приличия и культуры; это и заложенная самой природой суть женской модели поведения, которая заключается в желании всем помочь (что, конечно, здорово); это может быть и страх быть отвергнутым в конце концов…

Давайте сразу отделим две принципиально разные ситуации. Первое: искренняя просьба от близких и важных людей. Второе: манипулятивный вариант, когда люди чувствуют нашу безотказность и умышленно, внаглую пользуются этим. Я буду говорить только о втором варианте. Чтобы меня потом не упрекали в нарушении христианской морали и принципов доброты и взаимопомощи.

Итак, перед нами человек, который просит что-либо сделать: помочь в проекте, остаться после работы, собрать деньги на день рождения главного бухгалтера, заменить его на работе в воскресенье, купить замечательный крем по немецкому каталогу и так далее. При этом выполнение просьбы для нас затруднительно, мы этого не хотим или вовсе не видим в этом смысла.

Основные ошибки

Кадр из мультфильма «Бременские музыканты»

Сначала разберем типичные ошибки, которые мы совершаем:

  1. «Как-нибудь в другой раз….», «Давайте вернемся к этому позже…». Как часто мы такое повторяем? В этом, конечно, ничего нет плохого. Однако если перед нами настоящий манипулятор, то будьте готовы в следующий раз услышать: «Помнишь, в прошлый раз ты мне отказала и обещала помочь в следующий. Вот сейчас как раз тот момент! Очень важно!».
  2. «Обратитесь лучше к Маше…». Еще раз повторюсь: мы говорим только о манипулятивной ситуации. Зачастую, пытаясь отказать, мы перенаправляем собеседника к кому-то другому или предлагаем альтернативный выход из ситуации. Но помните, что опытный ловкач может потом перекинуть на вас ответственность за неудачу: «Вот ты меня направила к Маше. Спасибо тебе, конечно! Она все запорола! Как теперь будем выкручиваться?».
  3. Слишком долгое время на обдумывание. Сейчас на меня накинется добрая половина психологов. Ведь один из ключевых советов для отказа – это тайм-аут на обдумывание просьбы. Согласен. Но мы ведь ведем речь про самые сложные ситуации, когда нам пытаются сесть на шею. Давайте представим такую картину: нас о чем-либо просят, мы говорим, что надо подумать. Проходит день, другой, неделя. Манипулятор подходит, слышит вымученное «нет» от нас и в ответ говорит что-то вроде: «Спасибо тебе! Нельзя было сразу отказать? Я ведь рассчитывал на тебя. Мне предлагали помощь другие коллеги, я им отказывал…». Навязанное чувство вины не только заставит вас выполнить просьбу, но и поставит в очень неудобное положение.
  4. Множество причин… Есть еще одна распространенная стратегия отказа. Мы начинаем называть сотни причин, почему мы это не можем выполнить. Почему это неправильно? Все дело в том, что тем самым мы оправдываемся и демонстрируем свою вину. В этом нет ничего критически страшного в дружеских отношениях, но когда мы имеем дело с матерым манипулятором, то будьте уверены, что на вашем чувстве вины он еще не раз искусно сыграет.

Так как же надо?

Кадр из мультфильма «Бременские музыканты»

Вот 10 ключевых советов, которые помогут в нужный момент с полной уверенностью сказать «нет»:

  1. Помните, что в принципе физически невозможно отвечать на любую просьбу положительно.
  2. В отказе нет ничего страшного. Просто поймите это.
  3. Взяв на себя слишком много обязанностей, у вас есть шанс попасть в цейтнот или попросту «перегореть». Надо любить себя и свое собственное время. Оно невосполняемо, как мы помним.
  4. Невозможно быть хорошей для всех. Вежливой и корректной – да, легко уязвимой и слабой – нет!
  5. Если все-таки чувствуете себя некомфортно, отказывая человеку, задайте себе следующие вопросы: «Хочу ли я это сделать?», «Могу ли я это сделать?», «Есть ли у меня время и ресурсы для этого?», «Какие могут быть последствия от выполнения и невыполнения этой просьбы?».
  6. Не бойтесь испортить отношения с человеком, который манипулирует вами и играет на вашей слабости.
  7. В случае необходимости показывайте невыгодные последствия выполнения данной просьбы, например: «Вы хотите, чтобы я этим занялась и при этом нарушила сроки выполнения приоритетного проекта?», «Я теоретически могу это выполнить, если вы договоритесь с руководством об оплате этого времени», «А вы тогда заберете моего ребенка из сада?».
  8. Никогда не демонстрируйте чувство вины после отказа. Отказ – ваше законное право. Уверенные и ровные интонации, свободная и открытая поза.
  9. Если вы уверены в предстоящей манипулятивной просьбе, предотвратите ее, например, первой рассказав собеседнику о вашей крайне большой загрузке.
  10. Ну и главное. Если говорите «нет», то делайте это коротко и четко, твердо и решительно.

Фото: из архива автора