Психология

Как грамотно критиковать коллег

Без критики, пожалуй, не проходит ни одного рабочего дня. Рассказываем, как конструктивно выражать несогласие с идеями и действиями коллег.

Твоя коллега — отличная девушка и профессионал, но даже она делает ошибки. Как грамотно указать ей на недочеты, чтобы не пострадали ваши дружеские отношения и работа, узнай из нашей статьи.

Не затягивай

В случае с критикой подход «здесь и сейчас» особенно актуален. Если есть проблема, возникло недопонимание, поговори с коллегой немедленно, по горячим следам обсудив возникшую ситуацию. Не стоит копить недовольство, дожидаясь момента, когда нерасторопный сослуживец в очередной раз накосячит. Выдавай свои замечания небольшими порциями и по факту, иначе рискуешь взорваться от накопившегося негатива, а коллеги — поверить в свою плохую карму и несправедливость Вселенной. Ошибки, допущенные в работе, нужно исправлять сразу, иначе, достигнув критической массы, они могут серьезно навредить общему делу.

Общайся лично

Устраивать шоу «Разбор полетов» на людях не стоит. Критикуемый тебя просто не услышит, ведь в момент головомойки он не будет воспринимать твои доводы, а лишь думать о том, что скажут по поводу случившегося коллеги. Если объект критики считает себя личностью творческой, гордится своим опытом и обладает большим самомнением, ты рискуешь развязать серьезный публичный спор. Вполне возможно, что в этом случае с критики придется переключиться на защиту своего авторитета. Конечно, можно и вовсе обойтись без разговоров, изложив критику в письме. Может, это и сэкономит время и эмоции, но желаемого эффекта не даст: адресат, скорее всего, поймет тебя неправильно или даже обидится. Поэтому, когда хочешь высказать замечание, делай это лично, один на один

Чтобы критика воспринималась не как разбор полетов, а как мотивирующая рекомендация, начни с хорошего и приятного. Напомни о недавнем успехе коллеги или сделай скромный комплимент, который будет к месту, а уже потом переходи к сути вопроса. Что-то из серии «крутую презентацию ты сделала для клиента, будет здорово, если в новую добавишь своих фирменных фишек». При таком подходе и ошибки, на которые указываешь, не выглядят проблемой, и критика воспринимается как обычный рабочий момент.

Найди причину

Если хочешь, чтобы в будущем обнаруженные проблемы не повторялись, разберись, почему они вообще появились. Один раз потрать время на обсуждение не только конкретной ошибки, но и всего рабочего процесса по конкретной ситуации. Спроси, почему человек решил поступить именно так, чем руководствовался, что хотел получить в итоге. Вполне возможно, он сам поймет, что не так, и впредь не будет допускать ляпов.

Если ты и правда считаешь, что в конструктивном замечании нет негатива, а критика — это, скорее, комплимент, будь добра принимать критические отзывы и в свой адрес. Научись воспринимать не самые лестные замечания не как наезд, а как рекомендацию, которая поможет тебе профессионально вырасти и стать лучше. Правила игры распространяются на всех, и ты не исключение!

Тщательно все взвесь

Если человеку регулярно указывать на его ошибки, через месяц он начнет сомневаться в себе, а ты в глазах коллектива рискуешь превратиться в вечно недовольную стерву. Шаг за шагом, день за днем — ты и станешь таковой, заработаешь привычку критиковать коллег по поводу и без, а там перекинешься и на людей вне офиса, на родных и близких. Выход прост: прежде чем открыть рот, подумай, действительно ли поступки этого человека достойны критики? В общем, без фанатизма!

Фото: iStock.com