Психология

Как правильно критиковать: 5 советов психолога

Критикуй так, чтобы собеседник тебя услышал!

Хочешь указать коллеге на ошибку в отчете или продемонстрировать сестре, какой нехороший человек ее новый бойфренд? Остановись! Критиковать любого так, чтобы он не чувствовал себя униженным и оскорбленным, нужно правильно. Эксперт перечислила для WMJ.ru самые важные рекомендации.

Вита Холмогорова
кандидат психологических наук

Выбери правильное время

Когда поведение другого не совпадает с твоими ожиданиями, ты, разумеется, испытываешь обиду, недовольство, раздражение. Поэтому для начала сделай паузу. Пока тобой владеют эмоции, сложно объективно оценить ситуацию и подумать о том, стоит ли вообще высказывать недовольство. И если стоит — в какой форме это лучше сделать.

Критикуй только тогда, когда это имеет смысл

Прежде всего задай себе вопрос: чего я хочу добиться в результате? К сожалению, необдуманная критика вызывает у оппонента лишь чувство вины, стыда и стойкое желание защититься или даже «наехать» в ответ. Сама вспомни, как отреагировал бойфренд, когда ты разбушевалась из-за того, что он всегда плюет на тебя ради встреч с друзьями. Вряд ли был в восторге.

Непереносимость критики идет из детства. Когда ребенка ругают за поступок, ему сложно отличить это от общего отношения: «Меня обвиняют, значит, меня не любят». С возрастом он может уже сознательно отделять критику от нелюбви, однако первыми всегда включаются автоматические защитные реакции, корни которых в самых ранних годах жизни. Поэтому важно начинать со слов: «Ты знаешь, как хорошо я к тебе отношусь» или «Я тебя очень люблю» — и лишь затем переходить к замечаниям.

Критикуй с глазу на глаз

Публичная критика воспринимается острее и болезненнее, так что выбери момент, когда вы останетесь наедине. Выражай недовольство максимально конкретно: фразы типа «Ты очень меня обидел» или «Веди себя повежливее» не работают. Приводи примеры: «Когда ты заигрывал с той блондинкой из отдела продаж, я чувствовала себя неуютно». И ни в коем случае не нарушай чужие границы, говори только о своих эмоциях: «Когда ты делаешь то-то и то-то, я ощущаю…» Даже если твое замечание справедливо на все сто процентов, прямое указание в форме «Ты поступил неправильно» провоцирует защитную реакцию. Твой собеседник захочет закрыться, чтобы избежать дискомфорта. А вот когда ты говоришь о себе, это вызывает у него желание избавить тебя от негатива.

Любая критика провоцирует у человека страх потери отношений, поэтому важно в завершение присоединиться к чувствам собеседника, показав ему, что ты понимаешь их и переживаешь вместе с ним: «Прости, что вынуждена говорить так, вижу, это неприятно, но я очень ценю нашу дружбу и не хочу, чтобы она пострадала из-за…» Так ты продемонстрируешь готовность пройти через неприятную ситуацию вместе, исправить ее и двигаться дальше.

Попытайтесь найти выход вдвоем

Не оставляй человека один на один с проблемой. Предложи варианты решения, обсудите, как действовать, чтобы все исправить. Так ты пошлешь сигнал: «Я согласна договариваться», — перенаправишь внимание собеседника с попытки оправдаться на готовность действовать и, наконец, дашь ему ощущение, что веришь в него и в его способность преодолевать сложности.

Фото: Shutterstock.com