Психология

Мужчина мечты

Девочка целует лягушку

Мужчина Мечты. Зачем он нам? Чего мы ждем? Что дают нам грезы о прекрасном принце, и чего лишают? WomanJournal.ru решил расставить все точки над i.

Девочка целует лягушку

Она симпатична, умна, успешна. Однако, все еще одинока, потому что ждет Его – Мужчину Своей Мечты. Возможно, она уже знает, кто Он, но между ними стоит масса препятствий. А, возможно, она верит, что в один прекрасный день Он войдет в ее дверь с тоской в глазах и с цветами в руках…Так кто он и откуда – Мужчина Мечты?

Верить в сказочного принца девочка начинает с раннего детства. В детстве ребенка учат жить по определенным правилам, которые очень сильно зависят от его пола. Если у мальчиков поощряются способности стойко переносить боль, не выражать свои эмоции, умение постоять за себя, то девочек учат быть более мягкими, эмоциональными и пассивными.

Девочка целует лягушку

Одним из основных средств внушения ребенку нужных стереотипов поведения являются волшебные сказки. 3-хлетняя малышка уже способна представить себя принцессой. А у принцессы должен быть принц, который обязательно на ней женится, и будут они жить долго и счастливо. Образы из любимых сказок постепенно укореняются в сознании ребенка, чтобы дать о себе знать позднее.

Говоря о формировании образа "своего мужчины", нельзя не упомянуть про комплекс Электры (женский вариант Эдипова комплекса), описанный Зигмундом Фрейдом. Девочка примерно с 5-летнего возраста начинает считать идеальным мужчиной отца или того, кто его заменяет. Если у девочки нет реального мужчины на эту роль, она его придумывает (и в этом как раз помогают детские сказки). Не будем вдаваться в тонкости учения Фрейда, на данный момент, психологи не считают это учение истиной в последней инстанции.

Сказочный принц

Не будем вдаваться в тонкости учения Фрейда, но факт остается фактом – проблемы в семье очень сильно влияют на то, какой будет личная жизнь ребенка. Именно в семье дети усваивают правила общения с людьми противоположного пола. Поэтому очень важно, чтобы ребенок рос в семье благополучной, видел, как родители строят свою личную жизнь, совместно решают проблемы.

Но в какой бы семье ни росла девочка, она постепенно создает для себя образ Принца, беря за основы внешность и характеры родственников-мужчин, а также героев фильмов, книг, прессы. Естественно, иногда она идет от противного – создает образ по принципу, например, "не как отец".

Сказочный принц

Практически все девочки к подростковому возрасту имеют "на руках" сформировавшийся образ идеального спутника жизни. Однако реальность во многом меняет их представление. Поэтому взрослые люди способны отделить детские мечты от настоящей жизни и осознать тот факт, что их избранник – живой человек со своими достоинствами и недостатками. Что же случается со взрослыми женщинами, которые все еще ждут своего Принца?

Гендерные комплексы

Гендерные комплексы (различные у мужчин и женщин) связаны с особенностями характера человека и часто основаны на неразрешенных психологических проблемах.

В нашем случае, женщина остановилась на каком-то этапе формирования личных отношений, а именно – на подростковой идеализации мужчины.

Девушка может сидеть и терпеливо ждать свою мечту или может активно вести поиск суженого. Однако проблема состоит в том, что этот суженый не является человеком из плоти и крови – это образ, выросший из детских фантазий.

Современная золушка

Выделяют 4 типа женских комплексов, которые предполагают стремление во что бы то ни стало найти своего Сказочного Принца:
комплекс Золушки
комплекс Титании
комплекс Алисы в Стране Чудес
комплекс Рыцаря и Развратника

Комплекс Золушки

Современная золушка

Эту сказочную героиню никак нельзя обвинить в отсутствии инициативы. Настоящая Золушка в первый подходящий момент раздобыла платье и помчалась на королевский бал очаровывать Принца, зная, что другого такого случая может и не представиться. Однако девушки с комплексом Золушки обычно забывают про этот факт, сидят в своих серых обносках дома у очага, перебирают чечевицу и ждут, что Принц как-нибудь сам заметит их внутреннюю красоту. Иногда, правда, они надевают красивое платье, садятся в высокую башню, находящуюся посреди болота с аллигаторами и никому не говорят, как именно это болото переплыть. Их главный недостаток – очень п ассивная позиция ожидания. Обычно девушка даже не в состоянии описать свой идеал ("главное, чтобы человек был хороший"). Зато она часто знает, как именно произойдет встреча, и корабль под алыми парусами, случайно заплывший в речку Каменку N-ского района, как правило, не самая чуднАя фантазия типичной Золушки.

Комплекс Титании

Героиня пьесы Шекспира "Сон в летнюю ночь", королева фей Титания, поссорилась со своим мужем – духом Обероном, за что он погрузил ее в волшебный сон. В наказание за крутой нрав Оберон сделал так, что она полюбила того, кто первым ее нашел и разбудил. Счастливцем оказался неотесанный крестьянин, который, к тому же, получил от того же Оберона ослиную голову. Суть комплекса…

Алиса в Стране Чудес

Суть комплекса Титании состоит в том, что девушка влюбляется в предложенный ей образ. Она даже не формирует его для себя – за нее это сделали кино, книги, средства массовой информации. И не важно, кто она – ярая фанатка какого-нибудь красавца с обложки или тихая мечтательница, влюбленная в героя книги или исторического персонажа. Важно то, что она не только влюблена в образ человека, которого не знает, но и влюблена даже не по своей инициативе.

Комплекс Алисы в Стране Чудес

Алиса в Стране Чудес

Девочка, прыгнувшая в кроличью нору в поисках чего-то необычного, обладает бОльшими шансами на взаимность, чем предыдущие героини. Алиса – обаятельная, смелая девушка. Она в состоянии завладеть вниманием самых разных мужчин. Проблема только в ней самой. Она не знает, кто именно ей нужен и живет по принципу "кого хочу – не знаю, кого знаю – не хочу". Ее привлекает загадка, а что загадочного в человеке, с которым встречаешься более или менее продолжительное время? Девушка, которая не может определить, какого она роста и с какой стороны гриба нужно отломить кусок, не знает и того, каким должен быть ее мужчина. Ей постоянно кажется, что настоящая любовь уже ждет ее за следующим поворотом. Образ ее принца меняется очень часто, так как это "не тот", кто с ней рядом в данный момент. Даже Супергерой не подошел бы Алисе – у него всего 2 лица, а Алисе их нужно бесконечное множество. В общем, "одна сплошная путаница".

Комплекс Рыцаря и Развратника

Немного похож на комплекс Алисы. Но если Алисе нужен "человек с тысячью лиц", то девушке с комплексом Рыцаря и Развратника хватит и двух. Так же, как и Алиса, девушка не обделена мужским вниманием. Однако…

Девушка нашла своего принца

Однако в ее идеальном мужчине должны сочетаться качества рыцаря и хулигана. Но не это главная проблема – если очень постараться, можно найти мужчину с таким "раздвоением личности". Просто поведение такого чуда природы должно строго подчиняться ее желаниям. А желания эти обычно противоположны тому, что делает мужчина в данный момент. Когда он в не очень трезвом виде тащит ее в постель для бурного секса, она мечтает о розах и серенадах, когда ведет на балет – она хочет пить пиво в байкерской тусовке. И очень скоро девушка понимает, что опять ошиблась и это не тот, кто ей нужен.

Что делать?

Девушка нашла своего принца

Эти особенности характера, естественно, не являются психическими отклонениями. Тем не менее, наделенная подобными фантазиями женщина рискует не состояться в личной жизни – остаться в одиночестве, постоянно менять партнеров или постоянно связывать свою судьбу "не с теми людьми".

К сожалению, быстрого рецепта для "лечения" этой проблемы нет. Так как гендерное поведение усваивается человеком в детстве, изменить его очень сложно. Поэтому, если женщина заметила за собой склонность к идеализации, ей лучше всего обратиться за помощью к профессиональному психологу. С ним вместе она, скорее всего, поймет, когда именно сказка незвано нагрянула в ее жизнь, заслонив собой реальность, и научится не искать принца, а просто любить, принимая человека таким, какой он есть.

Что почитать по теме?

Шон Берн."Гендерная психология"
Статья О.В. Митиной."Женское гендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах"
Алешина Ю. Е., Волович А. С."Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины"