Психология

Такая дерзкая! Как реагировать на хамство

Учимся отвечать обидчикам с достоинством!

Только бесчувственный чурбан может гордиться тем, что его нельзя задеть за живое. Остальные люди рано или поздно сталкиваются с крайне негативными эмоциями в ситуациях, когда им кто-то неприятно хамит. Что делать в таком случае? Стоит ли опускаться до уровня обидчика и гавкать в ответ? Надо ли молча терпеть хамство и удастся ли это сделать без последствий? И как противостоять «синдрому вахтера»?

Психотерапевт Дмитрий Ковпак в книге «Не на тех напали! или Как бороться с грубостью?» выделяет три основных причины хамства. Во-первых, человек может тебя банально бояться. Как еж в момент опасности разом выставляет все колючки, так и ворчливая старушка в автобусе просто опасается старости, собственной слабости и того, что никто не уступит ей место, если она не начнет рычать на «распущенную молодежь».

Во-вторых, причиной хамства может быть намеренная, вполне осознанная агрессия оппонента с целью чего-то от тебя добиться. Сказать тебе гадость и заставить страдать от невыплеснутых эмоций не такая уж редкая тактика для начальника, который просто не умеет руководить по-другому. Третья причина грубости широко известна в народе как «синдром вахтера». Для огромной массы неуверенных в себе людей, что застряли на низших общественных позициях и хорошо это осознают, хамство становится единственным способом справиться с подобной несправедливостью. Зарплата у меня маленькая, чего же вы еще хотите? И вот уже тебя унизили ради жалкой печати на справке, поставить которую отнимает всего пять секунд. Как же реагировать на такие выпады?

Чужой негатив подчиняется закону сохранения энергии: если не возвращается в виде ответа, то почти всегда трансформируется в плохое настроение и недовольство собой. Именно поэтому игнорировать нападки хама можно только в одном, крайнем случае, когда перед тобой маленький запуганный ежик, которого нужно пожалеть. Если грубиян явно тебе завидует или втайне видит в тебе конкурента, встречай его сочувственным взглядом. Притворяйся белой и пушистой, предложи вкусного чаю с ромашкой. Ежик мигом раскиснет, втянет колючки и поймет, в чем прелесть общения с тобой без перехода на личности.

Щелкни манипулятора по носу

Великий китайский мыслитель Конфуций считал, что добром следует отвечать только на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью. Не позволяй давить на себя при помощи хамства. Воспринимай грубость как слабость собеседника и используй разрыв шаблона. Начальник ждет, что ты начнешь защищаться и оправдываться? Займи прямо противоположную позицию: бери сдержанностью и подчеркнутой вежливостью. Краткий взрыв бешенства — и вот уже хам убрался искать себе новую жертву. Хорошо помогает и юмор. Доведение ситуации до абсурда («Каким именно образом вы собираетесь открутить голову всем десяти сотрудникам нашей фирмы, Иван Иваныч?») обесценивает любую обиду.

Общаться с хроническими хамами, увы, сложнее всего. Когда они наседают на тебя с обидными замечаниями, спокойно осадить такого неадеквата почти невозможно. Говори твердо, честно и открыто все, что о нем думаешь. Облекай претензии в понятную форму (не «Вы мне хамите», а «Вы не хотите нормально исполнять свои должностные обязанности и говорите гадости обо мне»). В книге «Как защититься от хамства. 7 простых правил» психолог Владината Петрова советует сразу задать хаму вопрос с глаголом в страдательном залоге, например: «Что заставляет вас разговаривать со мной на повышенных тонах?» Так ты покажешь нападающему, что он стал игрушкой собственных страстей, которые им управляют. А в самом крайнем случае можно представить на его месте усатого таракана. Тварь, конечно, противная, но не будешь же всерьез на нее обижаться, правда?

Фото: Shutterstock.com