Кино и сериалы

Неудачный брак с военным и опасный роман с испанским бароном: как сложилась судьба «бой-бабы» Риммы Марковой

Многие поклонники думают, что знают о легендарных актрисах все, однако что-то самые известные советские кинодивы XX века умудрились оставить за завесой тайны, как настоящие женщины-загадки. WMJ.ru продолжает рассказывать о всех тайнах личной жизни культовых звезд — теперь и наших соотечественниц.

Римму Маркову называли «королевой эпизода», и не зря. Она украшала собой любую картину — даже если появлялась в кадре всего на несколько секунд. Кого бы ни играла Маркова, это была в первую очередь сильная женщина. «Бой-баба», «Железная леди», «Родина-мать» — какие только прозвища и эпитеты не придумывали для Риммы Васильевны! Она прожила долгую жизнь, прошла через военные тяготы, трижды выходила замуж и признавалась, что была счастлива с каждым из троих супругов, хотя каждый раз уходила от них сама. Подробности — в нашем сегодняшнем материале.

Легендарная актриса советского кино появилась на свет в небольшой деревне Чурино Самарской области 3 марта 1925 года. Ее родители были простыми крестьянами, но, так как отец Василий Демьянович слыл знатным рассказчиком, его пригласили в труппу Саратовского драматического театра. Туда же он устроил работать гримером свою жену Марию Петровну. Всей семьей, в которой через два года после рождения дочери появился еще сын Леонид, Марковы проживали в небольшой комнатушке при театре. Выросшие за сценой дети Марковых Римма и Леня тоже играли детские роли в родительском театре. После школы Римма поступила в студию при Вологодском драматическом театре, а Леня мечтал стать художником.

В семье Марковых делилось все поровну: слава и радость, беда и 400 граммов черного хлеба, когда началась война. После войны, без денег и с полным чемоданом груш, которые они надеялись продать, брат и сестра Леня и Римма отправились в Москву. Обоих Марковых приняли в театральную студию при «Ленкоме». Однако груши пришлось съесть самим, а ночевать — на Казанском вокзале.

Узнав, что мы живем на вокзале, Иван Николаевич Берсенев распорядился, чтобы нам выделили каморку под лестницей. В ней с нами на одной лежанке спал Кеша Смоктуновский, которого я вытащила из Махачкалы. Привела к Серафиме Бирман: «Возьмите, он очень талантливый». Его взяли. Но, знаете, мне было обидно, когда Кеша, став знаменитым, ни разу не обмолвился об этом,

— рассказывала Римма Васильевна позднее в одном из интервью.

Римма много училась, много работала. Летом, после поступления в «Ленком», поехала с гастролями в Махачкалу и познакомилась там с военным летчиком по имени Семен, у которого были греческие корни. Тот без памяти влюбился в статную красавицу, будущую знаменитую артистку. Повсюду следовал за Марковой, дарил цветы, признавался в любви. Скоро Римма сдалась — согласилась стать его женой.

Только девушка не учла одного: быть супругой военного означает полностью отказаться от своей карьеры и стать женой в патриархальном смысле, то есть повсюду ездить за мужем, устраивать для него быт, рожать и воспитывать детей… Семен ждал от нее именно такого поведения, а она хотела только одного — быть актрисой! И брак быстро распался. В одном из последних интервью Римма Васильевна прямо говорила, что первый брак не сложился как раз из-за ее преданности профессии, из-за желания как можно скорее и лучше постичь театральную грамоту, а потом служить искусству.

Второй любовью актрисы стал балагур и весельчак Боря, с которым она познакомилась на вечеринке. От него теряли голову буквально все окружающие девушки, он же всех называл одинаково «Катька» — чтобы не путаться. Влюбленные дурочки смирялись и терпели. Но, познакомившись с Риммой, ловелас понял: она особенная, с ней так нельзя. И стал звать ее настоящим именем — в виде исключения.

Римма была счастлива. Подругам она признавалась: Боря ее судьба, она жить без него не может! Но однажды он просто исчез. За несколько дней Маркова почернела от горя и неизвестности. А потом к ней пришла знакомая девушка и показала телеграмму от Бориса: «Катька, навести, я лежу в больнице». Так Римма узнала, что у ее Бориса роман с этой девушкой. Затем приходили другие знакомые, показывали точно такие же телеграммы… У Риммы собралась целая пачка — она все послания копила у себя. Наконец пришла телеграмма от Бориса и ей, только уже с ее именем. Потом появился и сам Борис — с претензиями, почему она его не навестила в больнице. Рассвирепевшая Римма бросила ему в лицо все телеграммы для «Катек» и уехала — выпросила в театре направление в Куйбышев.

Там Маркова познакомилась с талантливым баянистом Владимиром Никитиным. Он был невероятно обаятелен и быстро закрутил роман с новенькой артисткой. Только уже позднее, вытащив голову из этого омута, Римма признается, что тогда, словно прекрасного принца, наделяла своего возлюбленного чертами, которых у него не было. Они поженились.

Отца своей дочки я полюбила без оглядки, если решилась родить в 34 года. Он был музыкант, баянист, работал аккомпаниатором у Руслановой. Но алкоголик. Поженились, все было нормально. А когда я была на восьмом месяце беременности, он запил. Я выдержала два года и ушла,

— заявила Маркова в интервью порталу «Трибуна».

Свою первую главную роль Римма сыграла в фильме «Бабье царство», когда ей было уже 42 года. Она уже почти свыклась с мыслью, что заявить о себе в кино ей, видимо, не судьба. Но оказалось, что после сорока жизнь действительно только начинается. Фильм прославил Маркову и стал, по сути, началом ее карьеры. После этого она снялась еще в 76 картинах. Поговаривали, что Нонна Мордюкова после просмотра фильма увидела в ней конкурентку, но это не помешало им подружиться. «Мы с тобой с одного конского завода», — иронизировала Нонна Викторовна.

Снявшись в картине «Бабье царство», Римма Маркова была включена в состав делегации на кинофестиваль в Испанию. Там она познакомилась с настоящим бароном Хосе Гонсалесом Марией Антонио, который когда-то еще ребенком был вывезен из воюющей Испании в Советский Союз, как тысячи других детей, и жил в нашей стране долгое время.

Хосе с первого взгляда был покорен 42-летней Риммой. Он принялся за ней ухаживать, но она очень боялась — с них не спускали глаз советские спецслужбы. Маркова позвонила в ЦК и попросила соединить с тем агентом, который был с делегацией в Испании. Но он только посмеялся: «Нравится — выходи замуж! А если разонравится, мы тебя с ним в два счета разведем». Но особой любви к Антонио Римма не испытывала. А в итоге вышла замуж за него, потому что все вокруг твердили в один голос:

Что ты кочевряжишься! Богатый, положительный — упустишь, дура, а ведь тебе уже за сорок, да еще с ребенком на руках!

И Маркова решила: была не была. Они поженились, и Римма сначала была счастлива, вот только постоянные сцены ревности горячего испанского мачо ее утомляли. А еще дочь Татьяна, оставшаяся от второго мужа, довольно холодно отнеслась к избраннику матери. В какой-то момент, после очередной крупной ссоры на почве ревности, Гонсалес собрал вещи и уехал на родину. Гордая Римма не стала его останавливать, хотя позже Хосе уговаривал ее переехать в Испанию. Но для Марковой это было невозможно.

Они там за границей все с тоски умирают, потому что такого общения, как у нас в России, нигде нет. Я не сравню никогда нашего самого затрапезного быта с их благополучием. У меня был период, когда мне было очень плохо. Нонна Мордюкова, моя подруга, советовала: напиши Антонио, что нуждаешься, он поможет. Но я никогда ни на кого не рассчитывала, только на себя,

— рассказала Маркова.

При этом баронессой и законной супругой Хосе Гонсалеса Римма Васильевна оставалась до конца жизни, охотно демонстрируя печать в паспорте журналистам. Этот факт мог нешуточно обогатить актрису, ведь официального развода не было. Когда Антонио умер, Маркова могла претендовать на наследство, но ей это даже и в голову не приходило. Она всегда жила честно, а проблем было достаточно. Особенно в 1990-е, когда, как и многим другим актерам, Марковой приходилось выживать, и, чтобы как-то прокормить свою семью, она соглашалась на любые предложения. А потом случился «Ночной дозор». Роль ведьмы, которую она сыграла, наделала много шума. Сама Римма Васильевна возмущалась, что не поняла до конца, кого играет: «Думала, что играю обычную аферистку, а оказалось, ведьму — нечистую силу!» Маркова тогда обратилась за советом к своему духовному отцу, и он дал добро на съемки. А вот когда актрисе предложили сыграть известную целительницу Вангу, она отказалась: «Я режиссеру позвонила и сказала — если вам не жалко, пришлите мне, пожалуйста, сценарий, но сниматься в роли Ванги я не буду. Вы понимаете, она не канонизирована».

Римма Васильевна не любила рассказывать о своих болезнях, но хорошо понимала: от них не уйти. Всю жизнь она боролась с онкологией. Сначала, еще в молодости Риммы, злокачественную опухоль нашли на шее. Операция тогда прошла хорошо, и о болезни Маркова благополучно забыла, пока рак не поразил ее яичники. Но и тогда сильной духом актрисе удалось победить болезнь. В следующий раз онкология появилась в ее анамнезе за два года до смерти. Здоровье Марковой удавалось поддерживать, несмотря на то что к концу жизни она несколько раз попадала в больницу. А потом организм просто исчерпал все свои ресурсы. Говорят, умереть во сне — удел праведников. Именно так Римма Маркова и ушла из жизни, промолвив, по свидетельству ее дочери, что просто устала. За несколько дней до этого попросила не устраивать панихиды и пышных похорон. Воля покойной была исполнена.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram!

Фото: Anatoly Lomohov, Ekaterina Tsvetkova / Global Look Press, East News, kino-teatr.ru

Видео: Youtube.com / Вести России