Культура

Окультуриваемся: что посмотреть в театре в ближайшее время?

Окультуриваемся: что посмотреть в театре в ближайшее время?

Сегодня, чтобы залучить публику в зал, необходимо прежде всего удивлять. А удивляют публику московские театры изо всех сил…

Не успела отгреметь «Золотая Маска», главный театральный фестиваль страны вкупе с российским театральным «Оскаром», как на Москву как из рога изобилия посыпались яркие премьеры. Все – долгожданные, все – своеобразные. Оно и понятно: сегодня, чтобы залучить публику в зал, необходимо прежде всего следовать заветам Евгения Вахтангова, который, приходя на репетицию, спрашивал своих актеров: «Ну, чем будем удивлять?». А удивляют публику московские театры изо всех сил.

Премьера без слов «Дама с камелиями» в Театре им. Пушкина

Режиссер: Сергей Землянский

В ролях: Анастасия Панина, Андрей Сухов, Антон Феоктистов, Анастасия Лебедева, Сергей Миллер, Петр Рыков, Вера Воронкова, Эльмира Мирэль, Екатерина Клочкова

«Дама с камелиями» в Театре им. Пушкина стала главным событием московской театральной весны. Трагическую историю любви красавицы-куртизанки Маргариты Готье и молодого пылкого юноши Армана поставил хореограф Сергей Землянский. Он уже работал с этой труппой, сделав на Малой сцене бессловесный спектакль «Материнское поле» по Чингизу Айтматову: надрывный, трагический, бескомпромиссный, но, как ни странно, светлый рассказ о любви, семье и войне. Так что «Даму с камелиями» ждали, и Землянский своего зрителя не подвел: у него получилась страстная, лихорадочная, нервно пульсирующая история.

Повесть Александра Дюма-сына о трагической судьбе куртизанки Маргариты Готье поставлена на сцене без единого слова. Причем движение и жест, точно найденные Землянским и воплощенные актерами, делают эти самые слова – бедный, бедный Дюма! – удивительно лишними. Ах да, важное: ни одной звезды в составе, кроме, пожалуй, актрисы Веры Воронковой, известной широкому зрителю по нескольким телесериалам, а зал все равно битком.

«Дама с камелиями»

Комедия «Лондон Шоу» в «Сатириконе»

Режиссер: Константин Райкин

В ролях: Максим Аверин, Денис Суханов, Лика Нифонтова, Агриппина Стеклова, Григорий Сиятвинда, Мария Иванова, Елена Бутенко-Райкина, Артем Осипов

Константин Райкин поставил в своем «Сатириконе» спектакль «Лондон Шоу», слегка переписав «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Напомним, это пьеса о девушке-цветочнице «из народа», на которой лондонский джентльмен решает поставить опыт – сделать из нее настоящую леди. В роли джентльмена, мистера Хиггинса, звезда телесериалов Максим Аверин, а в противовес ему, в роли отца цветочницы Дулитла, звезда театральная – Григорий Сиятвинда.

Как и всегда в «Сатириконе», в «Лондон Шоу» умело наведены лоск и шик, а также блеск и красота, что так ценят поклонники Райкина-режиссера: приставка «Шоу» – не только фамилия автора пьесы, но и жанр зрелища. Бешеный темп, резкие повороты сюжета, в которые артисты входят, точно гонщики «Формулы 1». Всем известно, что так, как Райкин, с артистами в Москве не работает никто – он гоняет их до седьмого пота, но получает фантастический результат. А вот недоброжелатели говорят, что Райкин из всех своих артистов делает клон самого себя – впрочем, в этом можете разобраться сами, посмотрев райкинскую трактовку бессмертной пьесы Шоу и оценив игру двух звезд-партнеров.

Театр «Сатирикон»

Экологическая катастрофа «Враг народа» в Театре им. Маяковского

Режиссер: Никита Кобелев

В ролях: Алексей Фатеев, Игорь Костолевский, Юлия Силаева, Наталья Палагушкина, Игорь Охлупин, Сергей Удовик, Константин Константинов, Владимир Гуськов, Макар Запорожский

Театр им. Маяковского, который в нынешнем сезоне, ведомый новым художественным руководителем Миндаугасом Карбаускисом, зрителя премьерами просто избаловал, представляет еще одну. Любителям классики в привычном прочтении на «Врага народа» лучше не ходить: пьесу Генрика Ибсена «осовременила», несколько переписав, драматург Саша Денисова.

Сюжет пьесы и вправду удивительно злободневен: доктор Стокман узнает, что лечебные источники его родного города загрязнены, и требует их закрытия. В «Маяковке» пьеса знаменитого норвежца приобрела новые подзаголовок, «Экологическая катастрофа в пяти действиях», и звезду: в роли Петера Стокмана – вечный любимец женской части зала Игорь Костолевский.

Режиссер Никита Кобелев «широко известен в узких кругах» благодаря постановке пьесы Дмитрия Богославского «Любовь людей», сюжет которой таков: жена убила мужа и скормила его свинкам, а тут пришел милиционер и... Тот спектакль разделил публику на два враждующих лагеря, но Карбаускис не побоялся дать Кобелеву постановку на большой сцене. А еще характерно то, что мэтр Костолевский не просто согласился работать с Кобелевым, но и играет в этот хлесткий политический – даже не спектакль, а манифест! – с явным удовольствием.

«Враг народа»

Опера «Князь Игорь» в Большом театре

Режиссер: Юрий Любимов

В ролях: Владимир Маторин, Паата Бурчуладзе, Вероника Джиоева, Елена Заремба

Известный режиссер Юрий Любимов, со скандалом покинув свой Театр на Таганке, продолжает делать авторский театр – но уже на других площадках. Так, в минувшем сезоне в Театре им. Вахтангова он поставил четырехчасовое полотно по роману Достоевского «Бесы», упомянув в интервью, что спектакль этот посвящает бывшей своей мятежной труппе. А сейчас мэтр выпускает оперу Бородина «Князь Игорь» на сцене Большого театра. Это далеко не первая оперная постановка Любимова: он много работал в итальянской «Ла Скала» и немецкой «Штаатсопер» и делал «Саламбо» Мусоргского в «Гранд Опера».

Премьера «Князя Игоря» состоится только 8 июня, но уже известно, что крепкой режиссерской рукой Любимов вымарал из оперы главную арию хана Кончака. По каким-то причинам, публике пока неведомым, она не встроилась в трактовку исторического сюжета… Кстати, здесь не обойдется и без звезд: партию Владимира Ярославича, брата Ярославны и супруги Игоря, исполнит знаменитый бас Владимир Маторин.

«Князь Игорь»

Фото: bolshoi.ru, teatrpushkin.ru, mayakovsky.ru, satirikon.ru