Путешествия

Хэллоуин и его "братья"!

Вместе со всем известным Днем всех святых, или Хэллоуином, существует множество удивительных праздников и фестивалей по всему миру.

На сегодняшний день вместе со всем известным Днем всех святых, или Хэллоуином, существует множество удивительных праздников и фестивалей по всему миру. В основе одних лежат древние ритуалы, связанные с темой смерти и вызовом духов. Другие возникли недавно из местных легенд и фантазий, иные — хитрая уловка для привлечения туристов.

Море свечей, яркие цветочные арки, скелеты из папье-маше, и сладкие черепа, и обязательно Flor del Muerto (цветок мертвых) — оранжевые бархатцы. В День мертвых по улицам города также бродят дети в костюмах и выпрашивают Calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа), музыканты надевают костюмы-«скелеты», а главный праздничный атрибут — череп (на испанском языке Calavera), та же символика смерти. В отличие от Хэллоуина, духов здесь не боятся. В День мертвых, наоборот, привлекают души умерших, демонстрируя им свою любовь.

Ярче всего его отмечают в Сан-Андрес-Микскик (одна из Barrio Mágico — Магических окрестностей Мехико), а вернее, на его кладбище. Здесь проходит церемония Alumbrada, когда вокруг главной церкви зажигаются тысячи свечей и воздух наполняется запахом ритуальных благовоний — так душам умерших указывают дорогу в земной мир. На День мертвых собираются тысячи мексиканских и иностранных туристов. Первого ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), а второго поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых). В некоторых районах Мексики торжества начинаются 31 октября.

В XVI веке испанцы перенесли его празднование на 1-е и 2-е ноября (время католических праздников – Дня всех cвятых и Дня всех усопших).

Подобная традиция существует во Вьетнаме. На свой Праздник мертвых (Thanh Mihh), отмечаемый в апреле, вьетнамцы тоже приносят на могилы родственников еду, цветы, благовония, бумажные гирлянды, чистят и украшают надгробья перед праздником.

Лас Фальяс – время сумасшедшей фиесты, напоминающей апокалипсис. Одна из версий происходения праздника связывает его с покровителем Валенсии святым Иосифом и традицией плотников каждое 19 марта разжигать в его честь костер.

15 марта фестиваль открывает Mascleta – парад пиротехники, когда уши закладывает от неумолкающих взрывов, а город освещен как днем. Проводится множество конкурсов, женщины надевают умопомрачительные наряды.

Путешествующий журналист Всеволод Соловьев, побывав на празднике в 2014 году, предупреждает: «Если вы решите пойти на фестиваль Фальяс, то подготовьте себя морально. В восемь утра вы будете разбужены духовым оркестром, марширующим по улицам в сопровождении громких фейерверков. Весь день вы будете видеть красочные шествия и слышать взрывы петард, а затем в два часа дня начнутся пиротехнические взрывы на главной площади города, на площади Мэрии. В последний вечер 19 марта (Ночь огня) вас ждет знаменательное событие, когда огромные фигуры будут уничтожены в пламени. Фальяс является кульминацией работы и усилий целого года. Ночью эффектные фейерверки окрасят ночное небо».

Кульминационный момент — 19 марта, когда отмечают La Crema (День жертвоприношения) — сожжение фигур ninots. Фигуры представляют собой пороки современного общества, все, от чего люди хотят избавиться. Ночью Валенсия пылает пожарами, наутро остаются груды пепла.

Шествие в костюмах мертвецов, гонки на гробах, полярный шаг, шоу «Разморозь свои кости», экскурсии в хранилище с телом мертвеца, конкурсы (гонки «на бровях» от паба к пабу), прыжки в реку и другие неординарные развлечения с участием духа «деда» проводятся в рамках этого фестиваля в начале марта.

Главный символ и основной атрибут, если не сказать герой, фестиваля — умерший в 1989 году норвежец Бредо Морстуль, тело которого его внук решил оставить у себя (в высокотехнологичном хранилище). Местные власти были не в восторге и даже издали закон, запрещающий хранить мертвеца у себя дома. Но будучи уверенным, что деда можно будет оживить или клонировать, внук сделал из него национальное достояние.

В магазинах города продаются футболки, кружки и кепки с символикой фестиваля с надписью «Из заморозки». Отмечать дни замороженных мертвецов начали с 2002 года, фестиваль запечатлен в известном сериале "Южный парк".

«Нечистую силу» здесь заменяют макаки. На пятьдесят тысяч жителей в Лопбури приходится более двух тысяч обезьян. Они изрядно досаждают местным жителям, но рано утром около руин храма Prang Sam Yot для них накрывают праздничные столы. Макакам даже рассылают приглашения, в каждый конверт кладя орешек кешью.

Во время пира обезьяны безумствуют и безобразничают без предела, после трапезы начиная приставать уже и к туристам. Затем в полдень устраивается торжественный парад с представлением в костюмах обезьян. Люди не скупятся на угощения для мохнатых братьев. Ведь по легенде бог Хануман в обличии обезьяны смог отыскать пропавшую жену Рамы, и Рама одарил его землями. Так и появилось государство обезьян в районе современного города Лопбури.

Устраивается пиршество в последнее воскресенье ноября уже более 20 лет (с 1989 года). В 2012 году на него ушло более 4 тонн фруктов и овощей, помимо этого в меню входят газированные напитки, лед с замороженными фруктами и прочие сладости.

В начале ноября на озере Титикака в Пуно проходит уличный карнавал, возглавляемый Темным Лордом (самим дьяволом), в сопровождении танцующих в костюмах демонов мужчин. По одной из версий, он отмечается в честь освобождения от дьявольских конкистадоров в XIX веке, по другой – чтобы почтить духов озера Титикака.

Диаблада по-разному танцуется в традициях Боливии, Чили и Перу. В Пуно его также танцуют во время религиозного обряда в честь Девы де ля Канделария в феврале. Традиция отмечать La Diablada в начале ноября в Перу сохранилась с времен конкистадоров, их мотив присутствует в танце. Красные костюмы с рогами, страшные маски, экзотичная музыка и битва с неизменной победой сил света восхищают как местных жителей, так и туристов.

Перед началом Великого поста раз в пять лет на улицах Тельфса в Австрии проходит костюмированное шествие. Люди в масках и костюмах (напоминающих гномов или йети) живут будто в другой, параллельной реальности. Или наш мир становится связанным с потусторонним в это время?..

О происхождении праздника пока мало известно, предполагается связь с местными дохристианскими ритуалами. «Первые свидетельства о фестивале Schleicherlaufen относятся к пятнадцатому веку, но праздник может также иметь более глубокие корни» (Мелисса Фарлоу, этнограф).

Мистический религиозный праздник, отмечаемый обычно 27 августа (15-й день седьмой луны) вьетнамцами всех вероисповеданий.

Считается, что благодаря молитвам живых (священнослужителей, родных), совершаемых в 1-й и 15-й день каждого месяца, все злые и преступные души могут быть освобождены из ада. В День блуждающих душ, на закате, врата ада открываются, выпуская их в мир живых. Одни из них возвращаются домой, где находят себе еду и одежду. А другие, «обреченные странствовать на черных облаках», — это и есть «блуждающие души», которым нужна еда и молитва.

Для духов устанавливается множество алтарей в пагодах и на улицах, накрываются большие столы (считается, что души голодали целый год – с предыдущего праздника) с мясной пищей, фруктами, лапшой и рисовым печеньем. То есть проявляется участие и забота о них (кстати, душам нужна и одежда).

День блуждающих душ отмечают и в Гонконге. Но, по китайским поверьям, души, которые временно выпускаются из ада, хотят за эти 15 дней успеть забрать людскую душу и отправить в ад вместо себя. Поэтому их пытаются всячески задобрить, как во время Хэллоуина, устраивают представления (для всех злых духов), делают специальные бумажные талисманы, детей в эти дни вообще не выпускают из дома.

Отмечается каждую весну в ночь новолуния (20-е числа марта). В это утро Остров богов (Бали) замирает, чтобы проснуться обновленным и чистым от злых духов. Согласно вере аборигенов, проснувшись и не находя никого, те улетают прочь.

За день до Ньепи по крупным городам проносятся гигантские чучела духов. Чучела для парада "Ого-ого" готовят в деревнях целый месяц. Затем зрелищно сжигают их на городских площадях. Крики, звонкие удары по кастрюлям — обязательное условие праздника, как и подношения для злых духов – пища, курения, цветы. А за три дня до Ньепи проходит красочный ритуал подношения даров духам океана в сопровождении благовоний и мистических песнопений.

В шесть утра наступает Ньепи, когда нельзя включать свет, выходить из дома и даже просто проявлять эмоции. Открывать окна, проводить косметические процедуры, развлекаться или работать — все это строго запрещено. Ньепи — время медитации, аскез или просто день тишины. Неосведомленным туристам грозит менее веселая ночь в отделении полиции – в этот день никаких костров, а значит, и еды.

В Новый год в Бали закрывается аэропорт. Нгурах-Рай — единственный в мире аэропорт, не работающий по столь уважительной причине один день в году.

На следующий день наступает Нгембак Ньепи, который уже напоминает наше Прощеное воскресенье. Местные жители ходят в гости и просят прощения, поздравляют друг друга с Новым годом. На улицах снова наступают массовые гуляния, но уже радостные, свободные от «зла».

Фото: frozendeadguydays.org, festivalasia.net, deperu.com, indo.com, ladayofthedead.com, fallas.com