Загрузка ...
28 июня 09:10

«Стекла в пуанты — уже неактуально и зашкварно»

Танцор о том, как балерины устраняют конкуренток
Еще с царской России заядлые богатые театралы содержали балерину-другую в качестве любовниц. «Что же там происходит, как выдаются роли, как выбиться в солистки, через что ради этого нужно пройти?» — эти вопросы были в актуальной повестке и тогда, и сейчас. В новом проекте WMJ.ru «Люди» бывший танцор балета рассказывает об изнанке академического театра и некрасивых подставах его прекрасной половины.
«Стекла в пуанты — уже неактуально и зашкварно»

Ни одна амбициозная балерина ни за что не упустит свой шанс переодеть скучный костюм массовки на белую накрахмаленную пачку Лебедя и выйти на сцену в главной роли. Даже если ей придется пойти на крайние меры (спойлер: без этого не обойтись).

Как, почему и за какие заслуги именно ЭТА артистка сегодня вышла на сцену принцессой Лебедем и забрала себе буквально все: овации, букеты белых роз и, возможно, ужин в шикарном ресторане с представителем высшей элиты после спектакля?

В то время как не менее способные (а чаще и более) девушки перебивают себе ноги и позвонки, стоя в забытом богом кордебалете, и довольствуются в лучшем случае такси экономкласса до дома после выступления, а обычно холодным подземным экспрессом с тремя пересадками, сопровождаемым рефлексией на тему «Скоро придет мое время, я всем покажу».

Не все так просто. Как показал даже мой скромный опыт работы в театре (а это ни много ни мало 5 лет), быть только лишь способным в балете — это очень мало.

Карьерный успех в академическом театре — совокупность очень многих факторов. Прежде всего пронырливость, цепкость, услужливость, настойчивость и несгибаемость. Освоив и закрепив в себе эти качества, есть шанс стать примой и обойти конкурентов. Или еще лучше — избавиться от них навсегда.

Дмитрий Полухин

Дмитрий Полухин

Instagram / @polukhin_dmitry

Беременных никто не любит. Вопрос в том, кто ее подставит.

«На войне все средства хороши», — как-то сказала мне одна артистка за бокалом вина после спектакля, за день до этого донеся «по секрету» руководству, что одна из ведущих балерин ожидает пополнения в семье. Через месяц эта же балерина-секретница заняла сольную партию, сменив беременную девушку, которая толком сама не успела объясниться с начальством.

Сегодня одна из главных и действенных желтых кирпичных дорожек к олимпу в театрах ­­— это доносы руководству, психологическое насилие и манипуляции.

Конечно, образ Насти Волочковой времен нулевых годов, рассказывающей о немыслимых подставах в виде порванных сценических костюмов и насыпанного в пуанты битого стекла, до сих пор на слуху, когда мы слышим слово «балет». Но сегодня это неактуально или даже зашкварно.

Понравилось? В новом проекте WMJ.ru «Люди» есть еще!

«Наш национальный код — показываем все лучшее сразу». История о русском вкусе

«Я пишу этот текст, сидя в бомбоубежище». История про путь к мечте через депрессии

Сплетни — обратная сторона нетворкинга.

Например, девушки вполне себе могут дружить в театре и даже за его стенами, а завтра одна из них пойдет на ковер к худруку и в полных красках расскажет, что ее вчерашняя визави говорила о руководителе за коктейлем в Kisa Bar. Или еще хуже — о его новой фаворитке.

Естественно, после таких приватных бесед ни о каком будущем та несчастная даже и мечтать больше не сможет. Лучшее, что ее ждет, — стабильный кордебалет и вылеты на гастроли в составе группы. Худшее — увольнение, вернее вытеснение (это когда тебя снимают со всех спектаклей и у тебя нет работы и твое нахождение в театре становится бессмысленным).

А вот стукач встанет на особый учет «сверху» и вполне может рассчитывать на более выгодные партии в скором времени.

Вообще, говоря про коллектив в театре, надо иметь в виду одну вещь: сегодня вы друзья, а завтра можете даже не поздороваться друг с другом. Индустрия и бытовая обстановка театра очень обнажает психологические проблемы работников в целом.

Это реально сафари — борьба за выживание, повышение и возможности получения материальных благ становятся едва ли не смыслом жизни. Сознание сужается, и границы понятий «хорошо» и «плохо» размываются настолько, что артисты искренне перестают понимать, что не так с фразой: «А что же плохого в том, что я ее вытравила из театра, она могла меня вытравить первой!»

Дмитрий Полухин

Дмитрий Полухин

Instagram / @polukhin_dmitry

Соцсети на стороне добра (но это неточно).

Балет (если это не мировая сцена) — это не корпорация, из которой тебя вытурят за неосторожную фразу или фотку с винчиком. Тут слишком свободные нравы, да и сами танцоры скорее откажутся от всех благ цивилизации, чем от бокала белого. Их худруки тоже.

И даже в таком традиционном и архаичном виде искусства, как балет, все же все стараются идти в ногу со временем и осваивают различные цифровые пространства. Например, Telegram. Именуемая в балетном мире Ирина Ба, также экс-балерина и автор канала «Дьявол на пуантах», без каких-либо цензур и смущения в пух и прах разносит всех, кто ей неугоден, несимпатичен или на кого донесли коллеги по цеху (вы ж все еще помните про силу нетворкинга?).

Ее дьявольски-язвительный слог и манера выражаться принесли немало психотравм адресатам ее постов и послужили причинами многих дискуссий, итогами которых стали увольнения из театров и публичные общественные скандалы. Ирина часто права в своих суждениях. Свои посты она адресует, как правило, блатным, неспособным и профнепригодным артистам, которые откровенно незаслуженно занимают чужие места.

Однако повторюсь: формы и инструментарии ее выражений — это порог нецензурной брани и характеристики на грани жестоких оскорблений личности. В канун Нового года в Telegram-канале был выложен материал, сопровождаемый видео из-за кулис Большого театра, где в роли Маши в балете «Щелкунчик» танцевала юная артистка, протеже руководителя труппы, которая откровенно не тянула партию даже физически, не говоря о художественной передаче образа.

На видео девушка валилась с ног и двигалась так, как будто в первый раз репетирует вариацию, а не танцует уже отрепетированный номер.

В балетном сообществе мгновенно возник скандал. «Позор», «Такого не может быть в главном театре страны», — писали в комментариях вовлеченные в профессию люди. Ходил слух, что материал быстро дошел «наверх» и выпускать данную балерину в главных партиях больше не будут.

Лично я сомневаюсь, что руководство прозрело и такие меры были приняты по причине профессиональной. Думаю, это страх перед коллегами и СИЛОЙ СОЦСЕТЕЙ, не более.

Дмитрий Полухин

Дмитрий Полухин

Instagram / @polukhin_dmitry

Талант тоже поможет, если он, конечно, есть. И немного давления.

Танцор, который не сталкивался с давлением начальства, худруков и прочих за всю карьеру, вероятно, выступал только в ТЮЗе райцентра. Некоторых это давление психологически ломает, другие ловят вайб и используют инструмент правильно.

Бывают схватки на высоких уровнях — битвы титанов. Однажды такая случилась прямо на моих глазах во время генеральной репетиции новой постановки. Времени до премьеры было очень мало, поэтому два состава солистов репетировали свои танцы одновременно, разделяя сцену на 2 части. Дилемма — на тот момент не было решено, что танцует первый спектакль премьерного блока.

Шел второй акт балета, и как раз у главной героини был большой и очень сложный пластический монолог. Одна из репетирующих прим имела значительно больше регалий, статуса и привилегий, но она была в предпенсионном возрасте и явно сдавала по силам. Другая — не имела никаких регалий вообще, но была молода, амбициозна и очень способна.

И вот начался монолог, обе в полную силу в разных частях сцены танцевали, как бы соревнуясь друг с другом за право выступить в премьерном блоке первой — это было понятно всем.

К середине номера-монолога та, что старше, начала сдавать и в конечном итоге не выдержала натиска конкуренции и упала без сил, в то время как вторая балерина вошла в раж и буквально выдавила конкурентку со сцены своим танцем и своей сумасшедшей, необузданной энергией.

Премьеру станцевала более молодая танцовщица, а с той, что упала, вскоре и вовсе попрощались после очередного скандала.

Короче, если вы внимательно читали, то должны были спросить — а почему «там» так плохо? Зачем все эти мерзкие подставы, которые портят карму?

Все просто — выбиться в люди балерине сложно. Не имея за плечами богатых родителей и хорошего образования (зато с нищенской зарплатой в кармане, которая не окупит вменяемого психотерапевта), о нормальной жизни вне этого змеиного прайда (читай — гадюшника) можно только мечтать.

Балетный спектакль — это видимая зрителями верхушка чудовищного айсберга под названием академический театр. Это самые сливочные сливки, взбитые до густой кремовой массы, обильно посыпанные блестками.

Но также есть и обратная, незримая сторона — это кислая тошнотворная сыворотка, в которой сконцентрированы и каторжный физический труд, и раннее эмоциональное выгорание, и людские страсти с обилием лжи, лицемерия и подлости.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram!

Фото: Instagram / @polukhin_dmitry

Расскажите друзьям