Маленькое черное платье едва ли не самая известная и важная вещь в истории моды. Официальной датой рождения маленького черного платья считается 1 октября 1926 года: именно тогда в журнале Vogue появилось первое упоминание о платье из черного шелка, созданном Коко Шанель. Но и до 1926 года черное платье имело свою достаточно длинную и интересную историю, которую мы сегодня хотим пересказать вновь.

Коко Шанель и ее маленькое черное платье, 1926
Коко Шанель и ее маленькое черное платье, 1926

Коко Шанель и ее маленькое черное платье, 1926

3050–300 гг. до нашей эры

В Египте черный цвет считался официальным цветом Анубиса – бога смерти и загробной жизни, которого египтяне изображали как человека с головой черного волка. Именно в Древнем Египте и зародилась традиция надевать черные платья на похороны. Считалось, что черная одежда в честь Анубиса обеспечит человеку безопасный переход в загробный мир. Такие же ассоциации с черным цветом были и в Древней Греции и Риме: в черных тогах хоронили людей, а похороны называли hora nigra, или черным часом.

Египетский бог смерти Анубис
Египетский бог смерти Анубис

Египетский бог смерти Анубис

400–700 гг. нашей эры

В средние века в Европе немногие осмеливались носить черные платья, потому что черный цвет считался демоническим, предвестником неудачи и олицетворением зла. В черные одежды одевались изгнанные из общества люди и преступники, остальным же этот цвет навевал страх, как и черные кошки, и черные вороны, которые именно в средневековье стали символичными для человека животными.

XI–XVI века

В начале первого тысячелетия, в Романскую эпоху, черный цвет «реабилитируется», в черные платья начинают без страха и предрассудков одеваться монаршие особы, рыцари, религиозные служители и монахи. В XIV веке черный цвет входит в моду у состоятельных людей: черные платья носят государственные служащие, богатые торговцы и банкиры. Этот цвет становится ключевым и в живописи, воплощая свою историческую трагичность и драматизм. В то же самое время в Китае черный цвет разрешается носить только знати, а платье черного цвета на человеке считается символом его благородного происхождения.

XVII–XVIII века

В конце XVII века черный цвет дискредитировал себя ассоциацией с черной магией: все животные черного цвета моментально были причислены к нечистой силе, а ведьмы в представлении людей творили зло, одетые в черные платья. Черные платья оставались и традиционной траурной одеждой: после смерти мужа его жена должна была в течение года носить черное платье без всякой отделки и украшений, а по истечении года ей позволялось носить также черные платья, только теперь с кружевом или вышивкой. Для католической церкви черный цвет считался важным, но черные одеяния священников всегда имели белую окантовку.

Генрих IV, король Франции, 1610
Генрих IV, король Франции, 1610
Маргарет Поул, графиня Сэлисбури, XV век
Маргарет Поул, графиня Сэлисбури, XV век

Генрих IV, король Франции, 1610; Маргарет Поул, графиня Сэлисбури, XV век

Традиционный фасон средневекового платья
Традиционный фасон средневекового платья
Черное китайское кимоно
Черное китайское кимоно

Традиционный фасон средневекового платья; черное китайское кимоно

XVIII–XIX века

В XVIII–XIX веках черный цвет возводится в ранг одного из самых загадочных благодаря поэзии романтиков (черные платья с воротничками носили Перси Биши Шелли и Байрон), а благодаря развитию красочных технологий одежда черного цвета становится доминирующей и доступной всем без исключения сословиям.

XX век

Триумфальное шествие маленького черного платья по страницам истории моды XX века начинается с 1926 года, когда революционное творение Коко Шанель было представлено миру в журнале Vogue. Поль Пуаре назвал платье Шанель похоронным, в то время как дальновидные журналисты Vogue сравнили его появление в моде с изобретением марки Ford в автомобильной индустрии. Уже в 30-е годы маленькое черное платье, процитированное и Эльзой Скиапарелли, стало классикой вечерней моды. В 40-е и 50-е годы все женские журналы хором говорили об удобстве в одежде, и маленькое черное платье подходило на эту роль как нельзя лучше: за счет нейтрального цвета оно становилось базой для самых разных образов, и к нему легко было подбирать аксессуары. Маленькое черное платье носили Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Твигги, Джин Шримптон, Джейн Биркин и Мадонна – иконы стиля совершенно разных эпох.

Одри Хепберн
Одри Хепберн
Винтажное черное кружевное платье, 1910-е годы
Винтажное черное кружевное платье, 1910-е годы

Одри Хепберн; винтажное черное кружевное платье, 1910-е годы

Клара Боу, 1927
Клара Боу, 1927

Клара Боу, 1927

XXI век: наше время

Цветовая гамма в моде меняется ровно два раза в год, позволяя доминировать то пастельным оттенкам, то ярким неоновым цветам, то оттенкам драгоценных камней, но черный цвет, как и маленькое черное платье, вездесущ. Для дизайнеров сам образ черного платья – как пластичный материал для скульпторов, из которого можно слепить любую форму в любом стиле – классическом или авангардном, спортивном или торжественном, рок-н-ролльном или романтическом. Этим и обуславливается появление маленьких черных платьев практически в каждой дизайнерской коллекции.

Ralph Lauren, весна-лето 2013
Ralph Lauren, весна-лето 2013
Prada, весна-лето 2013
Prada, весна-лето 2013

Ralph Lauren, весна-лето 2013; Prada, весна-лето 2013

Alexander Wang, весна-лето 2013
Alexander Wang, весна-лето 2013
Valentino, весна-лето 2013
Valentino, весна-лето 2013

Alexander Wang, весна-лето 2013; Valentino, весна-лето 2013

Любите ли вы маленькие черные платья так, как их до сих пор любят и модные дизайнеры? Какое черное платье вы приобрели в последнее время? Высказывайтесь в комментариях!

Фото: Splashnews/Alloverpress.ru, Shutterstock.com, Etsy.com, Fashion-era.com