Крах нью-йоркской биржи, начало Великой депрессии и массовая безработица вкупе – такими нерадостными событиями открывалось новое десятилетие 30-х годов XX века. Кризис в экономике не мог не отразиться и на индустрии моды: дизайнеры почти в два раза снизили цены на свою одежду и отказались от дорогостоящих линеек haute couture в пользу prêt-à-porter. Столицей мира моды в 20-е годы был Париж, но в 30-е он уже испытывает серьезную конкуренцию со стороны Лондона и Нью-Йорка. Лондон – столица casual-стиля. Портные с улицы Savile Row в эту эпоху славятся на весь мир своими костюмами на каждый день, марка Pringle – первоклассным трикотажем с шотландскими ромбами, Burberry, Barbour и Aquascutum – качественной непромокаемой одеждой.

Тем временем США в начале 30-х годов совершают свою маленькую революцию в моде, запуская в массы одежду со стандартной размерной сеткой, которой до этого не существовало. Американские дизайнеры специализируются на комфортной одежде для спорта и отдыха, активно используя яркие цвета, принты и упрощенный крой. Большим поклонником американского стиля в 30-е годы был английский король Эдвард VIII. Вместо подтяжек на брюках он на американский манер носил ремни, обожал кричащие расцветки и не боялся сочетать брюки в «гусиную лапку» с клетчатыми рубашками.

Новый силуэт 30-х годов

В 30-е годы дизайнеры прощаются с линейным андрогинным силуэтом 20-х – ему на смену приходят плавные скульптурные линии кроя с подчеркнутой талией. Одежда в 30-е годы обязательно подчеркивает женственные формы: на груди появляются оборки, пояс красиво очерчивает талию, юбки имеют легкий клеш.

В 30-е годы понятия красоты и здоровья тождественны: девушки увлечены спортом, повсюду открываются клубы здоровья, куда каждый может ходить на любую секцию. Эта позитивная тенденция вводит моду на спортивную одежду: девушкам в 30-е годы разрешено носить шорты, причем не с колготками, а с высокими гольфами. Актуальным становится белый цвет, потому что он лучше всего гармонирует с еще одним фетишем 30-х – модой на загар. А самым желанным фасоном вечернего платья становится платье с открытой спиной.

В дневное время девушки чаще всего носят костюмы с пиджаком и широкими брюками или юбкой длиной до середины икры. Зимой поверх костюма надевается пальто-накидка с оторочкой из натурального меха. Что касается аксессуаров, то 30-е годы благоволят самым разным моделям шляпок, поясам на талии, клатчам-конвертам из кожи ярких цветов и обуви с открытым носом на небольшом каблуке. Именно туфли с открытым носом становятся самой популярной моделью десятилетия, хотя на 30-е годы приходятся еще два революционных обувных открытия: новаторский итальянский дизайнер Сальваторе Феррагамо демонстрирует ботинки на танкетке и босоножки на платформе.

Нерушимый союз моды и кино

Главными источниками вдохновения для дизайнеров в 30-е годы становятся голливудское кино, неоклассицизм и сюрреализм в живописи, возрождение викторианского стиля и этнические восточные мотивы (узоры китайского фарфора и японская живопись на ботаническую тему). Кино в эту эпоху не просто влияет на модные тенденции, оно их создает. Продюсеры фильмов тратят огромные деньги на костюмы актрис (при этом мужчины-актеры часто снимаются в собственной одежде) и делают из них икон стиля.

Так, платье Джоан Кроуфорд из фильма «Летти Линтон» (1932) стало одним из самых запоминающихся кинонарядов десятилетия и задало моду на оборки и объемные плечи, которую подхватили Марсель Роша (Rochas) и Эльза Скиапарелли. Марлен Дитрих в 1933 году стала законодательницей моды на мужской стиль, Грета Гарбо после фильмов «Поцелуй» (1929) и «Разрисованная вуаль» (1934) популяризировала береты и шляпки с вуалями, Дороти Ламур и ее «Принцесса джунглей» (1936) – пестрые пляжные саронги, а певица и актриса Кармен Миранда – туфли на платформе.

Эльза Скиапарелли – открытие 30-х годов

Приезд Эстебана Баленсиаги в Париж и открытие его первого ателье в 1937 году прошли для мира моды 30-х почти незаметно. У этой эпохи была своя звезда – несравненная Эльза Скиапарелли. Находясь в близкой дружбе с Жаном Кокто и Сальвадором Дали, Скиапарелли вдохновлялась сюрреалистическими тенденциями и переносила их с холстов на платья и аксессуары. На примере картины Дали, изображающей Венеру с ящиками на груди, Скиапарелли создала костюм с карманами, напоминающими выдвижные ящики Дали. Он же натолкнул ее и на создание знаменитой шляпки в форме перевернутой туфельки – объекта желания и сюрреалистичного символа. Впрочем, новаторство Эльзы Скиапарелли заключалось не только в форме, но и в цвете и в деталях. Именно она ввела в моду яркий розовый цвет фуксии и молнии на одежде – до этого молнии помещались лишь на нижнее белье и багаж. Скиапарелли также стала и первым дизайнером, выступившим с ежегодными тематическими коллекциями, которые она посвящала музыке, цирку, астрологии и другим темам.

Фото: Fashionspot.com, fashion-era.com