wmj.ru
Опубликовано 12 ноября 2012, 18:01

Акцент на женственность и элитарность: история моды 50-х годов XX века

Диоровский new look вернул в послевоенную эпоху женственные пропорции и элегантный аристократический шик haute couture.

Эпоха 50-х в моде неразрывно связана с громкими именами дизайнеров – среди них Кристобаль Баленсиага, Пьер Бальман, Коко Шанель, Сальваторе Феррагамо, Пьер Карден, Ив Сен-Лоран и, конечно, Кристиан Диор, предсказавший вектор развития моды в новом десятилетии своей революционной коллекцией 1947 года в стиле new look. В 50-е модная одежда выходит из-под ножниц мастеров, она вновь неумолимо тяготеет к haute couture, восхваляет женственность и предназначается для богатой клиентуры – нуворишей, которые сумели сколотить состояние после войны, и элиты шоу-бизнеса.

Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран на службе у Christian Dior

В конце 40-х и начале 50-х культовой фигурой мира моды является Кристиан Диор. После успешной коллекции New Look Диор выпускает еще несколько коллекций и дает им названия силуэтов: в 1950 году это «Вертикаль», в 1953-м – «Тюльпан», в 1954–1955 годах – H-, A- и Y-силуэты, в 1957-м – «Веретено». В том же 1957 году Диор как «Человек года» попадает на обложку журнала Time и спустя всего несколько месяцев неожиданно умирает, оставляя за собой самый многообещающий модный бизнес десятилетия с годовой выручкой в пять миллионов фунтов. За коллекции дома Christian Dior после смерти Диора берется его 21-летний помощник Ив Сен Лоран. Вдохновленный последним конструктивным открытием учителя – силуэтом «Веретено» с расслабленным кроем и отсутствием талии, он создает коллекцию «Трапеция», придавая платьям и пальто форму известной геометрической фигуры. «Франция спасена!» – кричат заголовки газет об успехе Лорана. Уже в следующей коллекции Ив экспериментирует с силуэтом груши, а потом посвящает всю коллекцию байкерской тематике, используя кожу, в том числе и рептилий, шерсть и мех. Такого экстравагантного подхода клиенты Christian Dior не ожидали, и в 1960 году Ив Сен-Лоран был уволен из Dior.

Парижская четверка: Баленсиага, Шанель, Фат и Бальман

Именно в послевоенную эпоху успех приходит к Кристобалю Баленсиаге. Этот испанец по происхождению всегда стремился чувствовать время и отражать его в своих нарядах. Как талантливый колорист он обожал смешивать драматические оттенки черного, синего, белого, розового, серого и золотого, вдохновляясь живописью Веласкеса и Гойи, фламенко, корридой и ритуалами католической церкви. В 1953 году Баленсиага создает костюм, который станет одним из символов десятилетия: он состоит из полуприталенного жакета с высоким отложным воротником и прямой юбки с легкой плиссировкой. Такой удлиненный силуэт Balenciaga зрительно делал фигуру стройнее и тоньше, а минималистичный крой без лишнего декора не отвлекал внимание от самой женщины. Год спустя, в 1954-м, похожий костюм в своей первой после войны коллекции покажет и Коко Шанель , но только к черному жакету без пуговиц, которому суждено будет стать иконой Chanel, дизайнер добавит украшения в виде крупных брошек с камнями. Что касается вечерних нарядов, то в этой области моды в 50-е нет равных французам Жаку Фату и Пьеру Бальману. Фат делает себе имя на роскошных вечерних платьях с необычным декором – это были и огромные банты на поясах, и высокие воротники, закрывавшие лицо. Вечерние наряды Balmain в это время узнаваемы своими узкими корсетами, глубокими декольте, которые открывают пространство для ювелирных украшений на шее, и богатой вышивкой. Даже повседневные наряды от Balmain отличались роскошью: на пиджаках и муфтах костюмов дизайнер, например, использовал дорогостоящий и редкий мех леопарда…

В 50-е годы Париж остается центром модного притяжения, но дизайнерские звезды загораются и в других городах. В Великобритании это Норман Хартнелл, чьи наряды носит королевская семья, в Италии – молодые Роберто Капуччи и Эмилио Пуччи, уже в 50-е презентовавший свой знаменитый разноцветный принт на шелке, в США – Чарльз Джеймс, один из любимых кутюрье Баленсиаги и создатель знаменитого бального платья «Четырехлистный клевер» с четырьмя клиньями на юбке.

Конец 50-х: на пороге новой эры

До изобретения мини-юбки остается еще несколько лет, но в США молодой модельер Клэр Маккэрделл уже придумывает короткие пляжные шорты-трусы, скроенные на манер восточных шаровар, и платье-рубашку. С развитием косметической индустрии в моду входят сначала яркие губы благодаря изобретению «помады, которая не пачкается», а затем и яркие глаза с черной подводкой. К концу 50-х сам образ модной героини начинает стремительно молодеть, и пока старшее поколение все еще не выходит на улицу без шляпки, длинных перчаток и остроносых туфель на шпильке от Salvatore Ferragamo или Roger Vivier, молодое уже готовится стать главным потребителем и родоначальником модных трендов 60-х годов.

Фото : Fashion-era.com, Fashionspot.com, sammydvintage.com