wmj.ru
Опубликовано 25 сентября 2007, 04:00

12 шагов к креслу шефа

Ты много лет успешно справлялась со своими должностными обязанностями, тебя ценили коллеги и начальство. Готова ли ты пересесть в кресло начальника?
armchair_12-1.jpg
armchair_12-1.jpg

armchair_12-1.jpg

armchair_12-1.jpg

armchair_12-1.jpg

Ты много лет успешно справлялась со своими должностными обязанностями, тебя ценили коллеги и начальство. Готова ли ты пересесть в кресло начальника?

Шаг первый. Проверь свои лидерские качества.

Для начала предлагаем провести эксперимент. Возьми лист бумаги и напиши небольшое послание, затем распишись внизу. А теперь внимательно изучи свою "резолюцию".

Если:

  • заглавные буквы очень большие;
  • твой почерк беглый, "живой";
  • ты не боишься в словах делать переносы;
  • подпись стремится вверх,

значит, в жизни ты лидер.

Если:

  • все буквы примерно одинакового "роста";
  • почерк "пляшущий" или "застывший";
  • ты перестраховываешься, избегая переносов;
  • подпись как бы сжата

то тебе по душе более спокойные роли (например, зама).

Шаг второй. Оцени свои организаторские способности.

  1. Возьми лист бумаги (5х5 см), сделай в центре небольшое отверстие. Сквозь него смотри на какой-нибудь облюбованный тобой предмет, по очереди зажмуривая глаза. Закрывая какой глаз, ты обнаружила, что предмет пропал из виду?

  2. Быстро соедини пальцы рук в "замок". Большой палец какой руки лег "сверху"?

  3. Скрести руки на груди. Кисть какой руки легла на предплечье первой - левая или правая?

Психологи считают, что врожденные качества организатора имеют те люди, у которых доминируют такие комбинации:

  • правый глаз, левый палец и правая рука;

  • правый глаз, правый палец и правая рука;

  • левый глаз, левый палец и левая рука.

armchair_12-z.jpg

armchair_12-z.jpg

Шаг третий. Выясни, где находится твое кресло?

Все люди делятся на четыре психологических типа. Выясни, к какому из них относишься ты? Взгляни на зигзаг, круг, квадрат и треугольник и, не задумываясь, выбери, что нравится больше всего.

armchair_12-z.jpg

armchair_12-z.jpg

Ты – зигзаг: то есть личность творческая, непредсказуемая. Скорее всего, твое кресло стоит не в начальственном кабинете, а где-нибудь в художественной мастерской, театральной труппе или в одном из подразделений шоу-бизнеса. Но если вдруг тебе выпадет шанс возглавить такую команду, то наверняка ты сможешь реализовать свои таланты.

Ты – круг: человек общительный, доброжелательный и уверенный в завтрашнем дне. Кресло, на которое ты с полным правом можешь претендовать, - это кресло кадровика-затейника или директора учебного заведения.

Ты – квадрат: то есть логик и администратор. Ищи свое кресло в организации, где царит точность и консерватизм - словом, где-нибудь в районе бухгалтерии и финансов. Не забывай о том, что тебе предстоит работать с людьми, поэтому попытайся сгладить свои острые углы.

Ты – треугольник: значит - лидер. Добро пожаловать в кабинет, присаживайся в роскошное кожаное кресло. Поздравляем, в твоих жилах течет кровь топ-менеджера. Все твои стороны - профессиональные, личные и организаторские качества - равны. И ты хочешь сказать, что ты еще не начальник? Ну, это, скорее всего, просто досадное недоразумение!

armchair_12-2.jpg

armchair_12-2.jpg

armchair_12-2.jpg

armchair_12-2.jpg

Шаг четвертый. Составь перспективный план.

Когда кадровики ищут руководителей, первый вопрос, который они задают претенденту: "А кем вы видите себя через год?" И если ты замерла в глубокомысленном молчании, то с треском провалила "тест". Дело в том, что чем более отдаленное будущее ты способна спрогнозировать, распланировать для себя и других, тем больше у тебя способностей к руководству.

Итак, если ты можешь...

  • ...представить свою деятельность примерно на три месяца вперед, то ты хороший исполнитель.
  • ...спланировать свою работу на год, и при этом знаешь, что кому ты бы поручила, то имеете все шансы стать начальником низшего звена.
  • ...отчетливо увидеть результат своего труда аж на пять лет вперед, и имеешь представление о бизнес-идее, которую должна достичь фирма, из тебя получится замечательный руководитель среднего, а может, и высшего звена.

Шаг пятый. Будь в курсе профессиональных дел.

Психологи заметили, что лучшие руководители получаются из тех, кто преодолевал "служебную лестницу" постепенно, ступенька за ступенькой. То, что ты вышла "из рядовых", тебе обязательно зачтется. Нет, нет, тебе не обязательно вникать во все тонкости и хитрости должностных обязанностей своих коллег (а может, и будущих подчиненных). Но представление о том, кто чем занимается, иметь не помешает. Во-первых, подчиненным не удастся усыпить твою бдительность, когда они, прикрывая свою лень, начнут сыпать профессиональными терминами. Во-вторых, говорят, если владеешь информацией – владеешь миром, в твоем случае – коллективом. Ты сможешь подробно с ними обсудить задание и дать четкие рекомендации. А в-третьих, просто объективно оценить результаты их труда.

armchair_12-3.jpg

armchair_12-3.jpg

armchair_12-3.jpg

armchair_12-3.jpg

Шаг шестой. Обрети уверенность в себе.

Хочешь ты того или нет, но тебе придется презентовать свои идеи (и себя в том числе) вышестоящему руководству и деловым партнерам. В твоих интересах, конечно, чтобы их приняли на "ура". О том, что язык тела незаметно влияет на собеседника, слышала? Тогда "стань в позу": голова слегка приподнята, плечи расправлены, спина прямая, лицо не напряжено, глаза смотрят прямо, голос – достаточно громкий. Все это вместе взятое действует на подсознание оппонентов положительно и убеждает в том, что ты говоришь дельные и правильные вещи.

Шаг седьмой. Говори с людьми на их языке.

Так уж устроена психика людей: как бы правильно ты ни говорила, тебя не услышат, пока ты не поднимешься или не "опустишься" до их уровня. Если, например, штатному сантехнику Васе сказать: "Василий, как вы полагаете, можно ли эту трубу сместить относительно ее нынешнего положения влево к десяти часам утра?" - он просто войдет в ступор, долго размышляя над тем, что означает "сместить относительно". А вот если произнесете что-то более простое и душевное, например: "Вася, чтоб к 10.00 эта труба была передвинута сюда, японский бог ее дери", - он поймет, сразу же тебя зауважает и выполнит все к 9.30.

Шаг восьмой. Научись воздействовать.

Знаешь ли ты о том, что многие начальники уселись в свои кресла благодаря тому, что обладали... даром внушения? Босс должен говорить убедительно, даже если не совсем уверен в своей правоте. Овладеть техникой внушения элементарно. Попроси свою лучшую подругу понаблюдать за тобой и остановить тебя, когда ты войдешь в раж, что-то горячо и убедительно рассказывая. Посмотри на себя со стороны – твоя речь лилась плавно, а все окружающие слушали ее с интересом, разинув рты. Запомнила это состояние? Замечательно! Когда в следующий раз понадобится толкнуть убедительную речь, достаточно мысленно вернуться в "то состояние".

armchair_12-4.jpg

armchair_12-4.jpg

Шаг девятый. Заслужи уважение.

Ни при каких обстоятельствах не повышай голос. Гневное "соло" выводят лишь неуверенные в себе люди.
Не критикуй сотрудника в присутствии коллег. Вызови его к себе в кабинет и, взяв себя в руки, спокойно выскажи претензии.
Не считай зазорным посоветоваться с подчиненными. Еще старина Дейл Карнеги заметил: любой человек будет плясать под вашу дудку, если вы признаете его значимость.
Не дай вырваться наружу своим антипатиям. Может быть, этот Иванов – редкий негодяй, но зато он лучший программист на фирме. Если идти на поводу у эмоций, эдак половину коллектива "вымести" можно. Кем руководить-то потом будешь?

armchair_12-4.jpg

armchair_12-4.jpg

Шаг десятый. Почаще смотри на себя со стороны.

Психологи заметили, что любая организация является моделью внутреннего мира человека, который ее возглавляет. Если, например, босс – человек несдержанный, чуть что, визжит на всех и пачками увольняет, то его модель поведения начнут копировать и окружающие. На такой фирме будут процветать "подковерные" игры, склоки и "текучка" кадров. Хороший шеф тот, который может взглянуть на себя со стороны и посмотреть, какие не слишком привлекательные качества ему мешают. Или... найдет заместителя – свою полную противоположность. Если, к примеру, ты очень жесткая, "слезонепрошибаемая" особа, то назначь своим замом мягкого, общительного человека.

armchair_12-5.jpg

armchair_12-5.jpg

armchair_12-5.jpg

armchair_12-5.jpg

Шаг одиннадцатый. Стань гибкой.

Если ты хочешь стать толковым руководителем, тебе не помешает узнать о том, что существует три стиля руководства – авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль - это когда ты говоришь подчиненному: "Петренко, завтра вы едете договариваться о поставке кирпичей в Синие Пупки. Через три дня жду подробный отчет". Твое слово – закон, а действия – вне обсуждений. Если Петренко провалит миссию, можешь сделать ему разнос; если приедет с кирпичами, - похвалить, отсыпав в награду кирпичей.

Уместно использовать, если:

  • коллектив слишком велик;
  • от сотрудников скрывается информация;
  • подчиненные не отличаются умом и сообразительностью.

Сотрудничество – это когда ты собираешь совещание с подчиненными и начинаешь дружно обсуждать, к примеру, план работы на следующий месяц. Вместе отвечаете за "провалы", вместе распределяете "слонов".

Уместно использовать, чтобы вызвать у людей:

  • чувство причастности к общему делу;
  • энтузиазм и заинтересованность;
  • "прилив" творчества.

Но на то, чтобы прийти к общему знаменателю, уходит масса времени.

Попустительство – это когда ты закрываешься в своем кабинете, и делаешь вид, будто тебя нету "дома". Ты никого не ругаешь, но и не хвалишь, работа идет сама собой.

Уместно использовать, если:

  • твои сотрудники – суперпрофессионалы и не нуждаются в контроле;

  • ты хочешь собрать досье на всех;

  • желаешь выяснить таланты и способности своих подчиненных.

armchair_12-6.jpg

armchair_12-6.jpg

armchair_12-6.jpg

armchair_12-6.jpg

Шаг двенадцатый. Изучи своих подчиненных.

Все подчиненные, по мнению опытных руководителей, легко укладываются в три типа: те, которые могут, но не хотят работать; те, которые хотят, но не могут; и те, которые хотят и могут. Твоя задача – сделать так, чтобы все они с криками "банзай!" ринулись повышать благосостояние фирмы. Итак, рассмотрим поближе, с кем ты имеешь дело.

Независимый
Не признает никакого давления. Он не понимает слов "надо", "это твой долг" и страшно не любит, когда его контролируют. Поэтому отдавай ему приказы в форме просьбы. А чтобы он трудился больше и лучше, увлеки его интересной работой или намекни на повышение.

Впечатлительный
Он очень чувствителен. Одного твоего "косого" взгляда достаточно, чтобы он до конца рабочего дня переживал. Чтобы он работал более усердно, просто почаще хвали его или пообещай прибавку к жалованию (пусть даже в размере двух у.е.).

Сознательный
Находка для любого руководителя, поскольку у этой категории подчиненных слишком развито чувство долга. Решающую роль играет авторитет начальника. Чтобы твой сознательный подчиненный работал не за страх, а за совесть, просто "сыграй" на его чувстве ответственности.

Знающий
Он честолюбив и считает, что умнее остальных. Как стимулировать такого на трудовые подвиги? Главное почаще демонстрировать, что он твой партнер, а замечательные результаты, которых достигла фирма, - плод вашего совместного труда.