wmj.ru
Опубликовано 26 октября 2009, 15:12

А у нас ассессмент: как подготовиться к оценке персонала

«Ассессмент» звучит страшно, но на самом деле это твой шанс показать себя во всем блеске и доказать начальству, что именно ты достойна повышения.
ассессмент
ассессмент

ассессмент

Каждый руководитель знает: чтобы оптимально сформировать штат, очень важно знать, кто из сотрудников на что способен.

Помочь в этом призван ассессмент-центр (от англ. Assessment centre – «центр оценки») – используемая во всем мире комплексная система оценки персонала, которая позволяет оценить уровень профессионализма специалистов и наличие необходимых личностных качеств. Другими словами, это расширенная форма собеседования и система профессиональных тестов. Оценивают персонал привлекаемые внешние оценщики, так называемые ассессоры. Применяться данный метод может как к кандидатам на свободную вакансию, так и к уже работающим сотрудникам.

Ассессмент проводится обычно в течение нескольких дней (3-5 в зависимости от количества оцениваемых) и содержит в себе следующие этапы:

  • структурированное интервью с ассессором

  • ролевые игры

  • кейсы (cases) – задачи на разрешение проблемных ситуаций в реальной профессиональной деятельности

  • психологическое и профессиональное тестирование.

Откуда он взялся на нашу голову?

Ассессмент-центр как метод зародился в 1930–1940-е годы в Западной Европе. Перед английской и немецкой армией встал вопрос о необходимости подбора высококвалифицированных военных специалистов, которые в боевых условиях были бы способны в оптимальные сроки принимать стратегически выстроенные решения. Cтандартные тесты и интервью оказались бесполезны при решении этой задачи. Необходимо было разработать особую систему оценки кандидатов, которая гарантированно давала бы стабильный результат. Так была создана особая процедура подбора военных кадров. Ее главной особенностью была имитация управления отрядом бойцов и решение тактических и стратегических задач. С 1944 года созданный метод оценки стал применяться в ЦРУ.

Впоследствии в 50-е годы в адаптированном виде созданная система оценки персонала обрела второе дыхание в бизнесе. Первопроходцами в штатском стали сотрудники известной американской корпорации AT&T (American Telephone and Telegraph Company). Для проведения оценочных процедур было построено отдельное здание – The Assessment Centre, которое затем и дало название этому методу. В Россию это «чудо» западной мысли пришло в 90-е годы.

ассессмент

ассессмент

Большую часть времени ассессмента занимает интервью. И это единственный этап, к которому действительно можно подготовиться. Сделать это можно следующим образом.

  1. Составь логически связный развернутый рассказ о себе, карьере (это стандартная презентация, без которой не обойтись).

  2. Отвечай на вопросы ассессора развернуто, избегай ответов «да» или «нет», ведь в ходе интервью оценивается и умение общаться, нестандартно мыслить, анализировать.

  3. Подумай, какие личные качества необходимы человеку на твоей должности. Акцентируй наличие этих качеств у себя, приводя конкретные примеры, а не делая голословные заявления.

  4. Не бойся проявить себя, это не тот случай, когда «все обойдется». Это шанс продемонстрировать свой интеллект, обаяние и способности.

Главное правило тестирования – соблюдать спокойствие и быть самим собой. Не требует подготовки и решение кейсов, так как тебе будут предложены реальные ситуации, в которых ты можешь оказаться, исполняя свои должностные обязанности. Единственное, что будет крайне полезным, – это твое знание об отрасли, услугах, которые оказывает твоя компания, конкурентной среде – в общем, все то, что необходимо для анализа и прогнозирования и что в любом случае уже и так входит в твою компетенцию.

Запомни: ассессмент – это твой шанс, и относиться к этой процедуре нужно соответствующим образом. Ведь если раньше шеф смотрел на тебя как на рядового исполнителя, то после того, как ты убедишь ассессора в своих способностях, отношение к тебе может в корне поменяться. В том числе потому, что все мы гораздо легче верим людям со стороны, тем более если эти люди – специалисты, вооруженные объемистым отчетом.

Так что пусть ассессмента боятся другие, а не такая умная и обаятельная девушка, как ты. Будь собой – и у тебя все получится!