wmj.ru
Опубликовано 23 января 2017, 00:30

Что делать, когда твой начальник — тиран

Босс-самодур делает твою жизнь невыносимой? Наш эксперт спешит на помощь!

Люция Сулейманова

кандидат психологических наук, клинический психолог

Статистика подсказывает нам, что 81 % тиранов являются руководителями, среди них 50 % — мужчины и 50 % — женщины. Так что твои шансы нарваться на «несносного босса» достаточно велики. Что же делать в этой ситуации? Можно, конечно, бросить работу (по той же статистике, 82 % пострадавших от начальника-тирана, не выдержав ежедневной офисной войны, так и поступают). Это выход, но только в одном случае — если дело действительно в неадекватности руководителя, а не в твоей склонности становиться жертвой и объектом нападок. Имей в виду: просто поменяв компанию, ты придешь на новое место прежней, а значит, со всеми рисками угодить в похожую ситуацию. Поэтому если знаешь, что тебе «везет» на тиранов, и ты часто становишься козлом отпущения, удели внимание тому, чтобы изменить свои модели поведения, то есть перестань быть жертвой. Как это сделать?

Следи за языком тела

Мы сообщаем окружающим 80-85 % информации о себе, не сказав ни слова: с помощью позы, осанки, мимической маски на лице, характера движений и множества других признаков, по которым другие подсознательно мгновенно составляют наш психологический портрет и выстраивают тактику поведения с нами. Уверенно сигнализируй миру о том, что ты профессионал, коллега, но не жертва. Прямая, но не напряженная спина, спокойный взгляд, который ты не прячешь от собеседника, нейтральная линия губ с еле заметной улыбкой, крепкое рукопожатие. Начальник тоже человек, он реагирует на твой образ. И будет меньше идти на конфликт с тем, в ком чувствует уверенность и силу.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006

Работа под руководством тирана перестанет быть сущим кошмаром, если ты поставишь себе дополнительную задачу, например: «Остаться эффективной, даже если твой начальник — самодур». Или: «Создать свод правил взаимодействия с боссом». Или: «Понять, как провести день в офисе и не сойти в с ума». Варианты формулировок бесконечны. Главное — смени установку «О боже! Еще один день с этим чудовищем!» на «Так-так-так, интересно, что получится, если я применю правило номер один». Это, по сути, новая роль: ты перестаешь быть жертвой и учишься новым эффективным приемам поведения: самостоятельно, читая книжки по теме или посещая тренинги, — не важно как. Значение имеет только твое решение изменить ситуацию. Когда босс, брызжа слюной, заорет на тебя, сумей увидеть в его перекошенном лице себя, которая позволяет вот так обращаться с собой, ужаснись и иди меняться.

Будь профессионалом

Даже самые что ни на есть самодурные самодуры догадываются, что без хороших специалистов они долго в начальниках не продержатся. Будь именно таким профессионалом: лучшим, безупречным, и шефу придется с тобой считаться даже через не хочу.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada», 2006

Теми, кто солидарен с твоим отношением к боссу. Но не для того, чтобы перемыть ему кости во время обеденного перерыва, а для создания рабочей коалиции, чей девиз: «Придумываем, как сделать жизнь коллектива лучше». Это и поддержка, и, что немаловажно, возможность обмениваться опытом и выбирать наилучшие стратегии для общения с руководством.

Изучи босса

Прямая конфронтация редко помогает улучшить отношения. Твое главное орудие что ни на есть дипломатия. Изучай начальника, его сильные и слабые стороны. Открыто признавай первые — иначе говоря, не стесняйся рассказывать ему, как приятно работать с человеком, который, например, «выбил для отдела отличное финансирование» (только не скатывайся в откровенную лесть). А когда он в гневе, пусть и абсолютно неправедном, умей вовремя уйти с дороги. Не оставляй боссу шанса прилюдно тебя подловить и слегка размазать по стенке. А для этого надо наблюдать за ним, сочувствовать ему: «Какая тяжелая жизнь у человека, вот и пост, и деньги при нем, а он так переживает и надрывается!»

Уходи

Если ты уверена в себе, знаешь, что ты отличный профессионал, и тебе совершенно неинтересно тратить время на баталии с руководством, ты легка на подъем и понимаешь, что тебя в любом месте оторвут с руками, спокойно меняй работу. Имеешь право — как и все остальные твои коллеги, которые об этом пока не догадываются!

Фото: Shutterstock, архивы пресс-служб