Живопись vs NFT: вытеснят ли крипта-арты реальные полотна
Евгений Гриневич
Художник-концептуалист, автор выставки человеческих воспоминаний «#КриптаМгновений»
Развитие живописи напрямую связано с эволюцией человечества. Сначала люди выцарапывали рисунки на «стенах» своих домов, затем, с появлением красок, искусство стало все более реалистичным, сакральные, религиозные сюжеты стали дополняться светскими — портретными, бытовыми.
Затем мир захватила промышленная революция. Это было время перемен и неудивительно, что это отразилось и на изобразительном искусстве. Художники того времени разочаровались в объективном романтизме и реализме и стали творить в совершенно новой манере, открывая субъективность мира творца. Так, в конце 1890-х годов во Франции зарождается такой жанр в живописи, как импрессионизм, ведущими представителями которого были Клод Моне, Ренуар, Писсарро, Моризо, Сислей и Жан Фредерик Базиль.
В начале XX века появляется новое направление — конструктивизм, просуществовашее в СССР с 1915 по 30-е годы. Малевич, Шагал, Родченко, Филонов — то, чем знаменита русская художественная школа. Также этот жанр имел успех в Германии (Баухаус) и Голландии (Де Стейл). Конец 60-х — начало 70-х ознаменованы появлением концептуализма. Самыми яркими представителями жанра стали Дюшан в Европе, Кошут в Америке, а у нас — Кабаков и Булатов.
Вскоре начинается бум поп-арта — в первую очередь в лице Энди Уорхола, который показал всему миру, что консервные банки и плакаты — тоже могут быть искусством. А случилось это благодаря дружбе Уорхола с самыми медийными персонами того времени, которые, не зная, куда девать деньги, приобретали себе его работы, и в первую очередь — афиши, на которых они сами были изображены. Европа в тот период времени идет еще дальше — здесь появляется перформанс.
И если раньше формы искусства обновлялись раз в столетие, то в двадцатом веке это стало происходить каждые 15-20 лет. Развивается жанр фотографии, появляется глянец, видеоарт… Вот и сейчас наступила новая эра в искусстве — цифровая. Как же это произошло?
Кажется, мы совершенно перестали отдавать себе отчет в том, что давно уже живем в двух реальностях. После того, как в детстве нам в руки попала наша первая «Денди», «Сега» или «Ниндендо», мы сознательно стали уходить в другие — виртуальные — миры. Повзрослев, эти парни стали тратить уйму времени, сил и денег, соизмеримых порой со стоимостью квартиры, на облачение своего виртуального воина. Поэтому нет ничего удивительного, что NFT стало для нас такой же частью реальности, как созданный нами мир в какой-нибудь игре-стратегии. Но вторая реальность — удел не только сильного пола, девушки так же с головой окунаются в иллюзорный мир. Взять хотя бы сайты знакомств: здесь можно подарить друг другу смайлик или цветы и получить от этого массу эмоций. А сегодня они могут выбрать в качестве заставки для телевизора или ноутбука NFT-картину и наслаждаться признанным, хоть и не всеми, искусством.
Как бы там ни было, не стоит бояться, что виртуальный арт способен вытеснить осязаемую живопись. Говорят, что в период проведения выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей ежедневно принимает по 5000 человек, а это — с учетом всей текущей обстановки — весьма внушительные показатели. Очереди в Эрмитаж, Русский музей или Третьяковку не заканчиваются никогда. Это значит, что спрос на живопись (в классическом ее понимании) не проходит. Также на фоне всех актуальных событий арт-выставки остаются тем самым видом развлечений, за которые не может быть стыдно. Это тихое искусство, способное увлечь и отвлечь. Кроме того, в искусстве, в первую очередь изобразительном, одна форма не может вытеснить другую.
Искусство развивается и приумножается. И оно вечно. Также как электронные или аудиокниги не смогли вытеснить бумажные экземпляры, а электронная музыка живое звучание. Вот и NFT — всего лишь одна из форм самовыражения и отражение времени. Но я уверен, что что бы мы не выбрали, и как бы ни была соблазнительна вторая реальность — не стоит подолгу прятаться в виртуальном мире, потому что настоящая жизнь вокруг нас.
Фото: Freepik