Загрузка ...
18 июня 2019 00:30

Знай наших: «Дылда», «Левиафан», «Матильда» и другие российские фильмы, наделавшие много шума за границей

Эти российские фильмы взволновали общественность и, без преувеличения, наделали много шума.
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 18

Кадр из фильма «Дылда»

Фото: Kinopoisk.ru

Порой выход того или иного фильма на экраны сопровождается нешуточными проблемами, что некоторыми воспринимается как черный пиар. То сюжетом картины будут недовольны представители церкви, то актер или актриса умудряются засветиться в секс-скандале, то режиссеры, изображая «правду жизни», забывают о приличиях — многое может случиться, и, действительно, не всегда такая популярность фильму вредит.

При этом большинство из этих противоречивых фильмов, снятых в России нашими соотечественниками, были тепло встречены на Западе и попали в программы престижных кинофестивалей. Например, новая картина Кантемира Балагова «Дылда», представленная в Каннах в этом году, получила сразу две награды в категории «Особый взгляд» и была номинирована на премию Queer Palm (за изображение представителей ЛГБТ-сообщества). В подборке WMJ.ru — нашумевшие российские киноленты, о которых будут говорить еще долго.

«Дылда»

Под стать своему названию второй фильм сокуровского ученика Кантемира Балагова (первый — не менее эпатажная «Теснота») имеет внушительный хронометраж в два с половиной часа, но на это совершенно не обращаешь внимания: фильм пролетает незаметно, оставив только привкус горечи внутри. Послевоенный Ленинград — страшное место хотя бы потому, что служит ходячей иллюстрацией к тезису: во время любого апокалипсиса главный удар на себя принимают не мертвые, а выжившие.

По сюжету очень высокая девушка Ия по прозвищу Дылда (в исполнении Виктории Мирошниченко) воспитывает чужого ребенка в пережившем Великую Отечественную войну Ленинграде, но тут с фронта возвращается ее подруга и настоящая мать мальчика Маша (в исполнении Василисы Перелыгиной). Балагов ставит героинь перед очень сложным вопросом: можно ли достичь счастья через жертвоприношение? В Каннах «Дылда» получила два приза в секции «Особый взгляд»: за режиссуру и от ФИПРЕССИ.

Фильм выходит на экраны 20 июня. Купить билеты можно здесь.

«Левиафан»

Серая, далекая провинция, коррумпированный мэр, продажный архиерей, захватывающие дух виды и водка, льющаяся рекой, — такова социальная драма Андрея Звягинцева о маленьком человеке, борющемся с властью и идущем против системы.

«Левиафан» собрал множество международных наград (в частности, «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар»), но в России его невзлюбили православные активисты и некоторые из чиновников. В итоге в российских кинотеатрах фильм оказался лишь в феврале 2015-го, хотя в Каннах был представлен в мае 2014-го. За это время ленту переозвучили, убрав мат, из-за которого прокат для фильма Звягинцева был закрыт. Впрочем, и тогда у картины возникли проблемы: простых людей оскорбило обилие крепких национальных напитков в кадре. «Мы так много не пьем», — писали пользователи социальных сетей. «И вот на это идут наши налоги?» — возмущались другие.

«Матильда»

Фильм об истории любви Николая II и балерины Матильды Кшесинской был предметом всеобщего негодования и обсуждения больше года. Режиссер Алексей Учитель столкнулся со множеством трудностей во время съемок, включая проверки прокуратуры (на предмет нарушения закона об оскорблении чувств верующих) и публичные обвинения в глумлении над царской семьей. Депутат Наталья Поклонская и многие другие настаивали, что картина об императоре Николае, причисленном к лику святых, не должна выйти в кинотеатрах, поскольку святые не изменяют супругам (то, что роман Николая и Матильды, — исторический факт, никого не волновало).

Посмотрев трейлер, многие пришли к выводу, что зрелищная сцена в царских покоях напоминает слегка смягченную версию культового французского эротического фильма «Эммануэль». Некоторые рьяные протестующие даже сжигали постеры фильма и фотографии самого режиссера. А перед началом проката картины кто-то бросил пару бутылок с зажигательной смесью в окна здания студии Учителя в Санкт-Петербурге. К счастью, никто не пострадал. Фильм, кстати, вышел не таким уж скандальным и в итоге заработал 9 миллионов долларов в российском прокате.

«Кислота»

Дебют ученика, соратника и звезды Кирилла Серебренникова Александра Горчилина. Поколенческая драма, в которой вынесенная в название «кислота» — метафора и ключ к пониманию всего фильма. Это история про нескольких двадцатилетних ребят, которых изнутри разъедает пустота. И все становится только хуже, когда общий друг Саши (в исполнении Филиппа Авдеева) и Пети (в исполнении Александра Кузнецова, на днях получившего награду за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр») Иван прыгает с балкона. После этого надломленный Петя выпьет кислоту, а Саша будет стараться ему помочь, попутно выясняя отношения с его родителями, собственной матерью и нелюбимой девушкой.

Несмотря на то что в фильме есть несколько вызывающих сцен, слухи о которых по сарафанному радио гуляли по всей творческой Москве — здесь оказались и оргия, и секс с несовершеннолетней (Саша спит с 15-летней девушкой, смышленой не по годам), — кино получилось эпатажным в меру и только в первые минуты, когда герой сигает с балкона. Затем оно вдумчиво пытается вглядеться в души миллениалов. И у него это, кажется, получается.

«Овсянки»

Философская драма «Овсянки», лихо рифмующая традиции с мудростью, природу со свободой и свободу с любовью, получила настоящее признание во время Венецианского кинофестиваля в 2010 году, когда после премьеры фильма культовый режиссер Квентин Тарантино, находившийся в жюри, аплодировал стоя своему российскому коллеге Алексею Федорченко. Но в России путь «Овсянок» на экраны начался непросто: организаторы Венецианского фестиваля, взявшиеся строго следить за тем, чтобы конкурсные показы были абсолютными мировыми премьерами, в ультимативной форме потребовали снять картину с «Кинотавра», хотя она уже была внесена в расписание.

Сам режиссер Федорченко во всех интервью называл свой фильм эротической драмой. Поползли даже слухи, что «Овсянки» лишились госфинансирования якобы из-за чересчур откровенных сцен. Впоследствии выяснилось, что эротика в картине исключительно интеллигентная, а в Венеции, несмотря на скандал с «Кинотавром», фильм получил три, пусть и не главных, приза: «Озеллу» за операторскую работу, награды ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

«Юрьев день»