18 июня 00:30

Знай наших: «Дылда», «Левиафан», «Матильда» и другие российские фильмы, наделавшие много шума за границей

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 18

Кадр из фильма «Дылда»

Фото: Kinopoisk.ru

Arrows-left
Arrows-right
Reload
Эти российские фильмы взволновали общественность и, без преувеличения, наделали много шума.

По теме

Порой выход того или иного фильма на экраны сопровождается нешуточными проблемами, что некоторыми воспринимается как черный пиар. То сюжетом картины будут недовольны представители церкви, то актер или актриса умудряются засветиться в секс-скандале, то режиссеры, изображая «правду жизни», забывают о приличиях — многое может случиться, и, действительно, не всегда такая популярность фильму вредит.

При этом большинство из этих противоречивых фильмов, снятых в России нашими соотечественниками, были тепло встречены на Западе и попали в программы престижных кинофестивалей. Например, новая картина Кантемира Балагова «Дылда», представленная в Каннах в этом году, получила сразу две награды в категории «Особый взгляд» и была номинирована на премию Queer Palm (за изображение представителей ЛГБТ-сообщества). В подборке WMJ.ru — нашумевшие российские киноленты, о которых будут говорить еще долго.

«Дылда»

Под стать своему названию второй фильм сокуровского ученика Кантемира Балагова (первый — не менее эпатажная «Теснота») имеет внушительный хронометраж в два с половиной часа, но на это совершенно не обращаешь внимания: фильм пролетает незаметно, оставив только привкус горечи внутри. Послевоенный Ленинград — страшное место хотя бы потому, что служит ходячей иллюстрацией к тезису: во время любого апокалипсиса главный удар на себя принимают не мертвые, а выжившие.

По сюжету очень высокая девушка Ия по прозвищу Дылда (в исполнении Виктории Мирошниченко) воспитывает чужого ребенка в пережившем Великую Отечественную войну Ленинграде, но тут с фронта возвращается ее подруга и настоящая мать мальчика Маша (в исполнении Василисы Перелыгиной). Балагов ставит героинь перед очень сложным вопросом: можно ли достичь счастья через жертвоприношение? В Каннах «Дылда» получила два приза в секции «Особый взгляд»: за режиссуру и от ФИПРЕССИ.

Фильм выходит на экраны 20 июня. Купить билеты можно здесь.

«Левиафан»

Серая, далекая провинция, коррумпированный мэр, продажный архиерей, захватывающие дух виды и водка, льющаяся рекой, — такова социальная драма Андрея Звягинцева о маленьком человеке, борющемся с властью и идущем против системы.

«Левиафан» собрал множество международных наград (в частности, «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар»), но в России его невзлюбили православные активисты и некоторые из чиновников. В итоге в российских кинотеатрах фильм оказался лишь в феврале 2015-го, хотя в Каннах был представлен в мае 2014-го. За это время ленту переозвучили, убрав мат, из-за которого прокат для фильма Звягинцева был закрыт. Впрочем, и тогда у картины возникли проблемы: простых людей оскорбило обилие крепких национальных напитков в кадре. «Мы так много не пьем», — писали пользователи социальных сетей. «И вот на это идут наши налоги?» — возмущались другие.

«Матильда»

Фильм об истории любви Николая II и балерины Матильды Кшесинской был предметом всеобщего негодования и обсуждения больше года. Режиссер Алексей Учитель столкнулся со множеством трудностей во время съемок, включая проверки прокуратуры (на предмет нарушения закона об оскорблении чувств верующих) и публичные обвинения в глумлении над царской семьей. Депутат Наталья Поклонская и многие другие настаивали, что картина об императоре Николае, причисленном к лику святых, не должна выйти в кинотеатрах, поскольку святые не изменяют супругам (то, что роман Николая и Матильды, — исторический факт, никого не волновало).

Посмотрев трейлер, многие пришли к выводу, что зрелищная сцена в царских покоях напоминает слегка смягченную версию культового французского эротического фильма «Эммануэль». Некоторые рьяные протестующие даже сжигали постеры фильма и фотографии самого режиссера. А перед началом проката картины кто-то бросил пару бутылок с зажигательной смесью в окна здания студии Учителя в Санкт-Петербурге. К счастью, никто не пострадал. Фильм, кстати, вышел не таким уж скандальным и в итоге заработал 9 миллионов долларов в российском прокате.

«Кислота»

Дебют ученика, соратника и звезды Кирилла Серебренникова Александра Горчилина. Поколенческая драма, в которой вынесенная в название «кислота» — метафора и ключ к пониманию всего фильма. Это история про нескольких двадцатилетних ребят, которых изнутри разъедает пустота. И все становится только хуже, когда общий друг Саши (в исполнении Филиппа Авдеева) и Пети (в исполнении Александра Кузнецова, на днях получившего награду за лучшую мужскую роль на фестивале «Кинотавр») Иван прыгает с балкона. После этого надломленный Петя выпьет кислоту, а Саша будет стараться ему помочь, попутно выясняя отношения с его родителями, собственной матерью и нелюбимой девушкой.

Несмотря на то что в фильме есть несколько вызывающих сцен, слухи о которых по сарафанному радио гуляли по всей творческой Москве — здесь оказались и оргия, и секс с несовершеннолетней (Саша спит с 15-летней девушкой, смышленой не по годам), — кино получилось эпатажным в меру и только в первые минуты, когда герой сигает с балкона. Затем оно вдумчиво пытается вглядеться в души миллениалов. И у него это, кажется, получается.

«Овсянки»

Философская драма «Овсянки», лихо рифмующая традиции с мудростью, природу со свободой и свободу с любовью, получила настоящее признание во время Венецианского кинофестиваля в 2010 году, когда после премьеры фильма культовый режиссер Квентин Тарантино, находившийся в жюри, аплодировал стоя своему российскому коллеге Алексею Федорченко. Но в России путь «Овсянок» на экраны начался непросто: организаторы Венецианского фестиваля, взявшиеся строго следить за тем, чтобы конкурсные показы были абсолютными мировыми премьерами, в ультимативной форме потребовали снять картину с «Кинотавра», хотя она уже была внесена в расписание.

Сам режиссер Федорченко во всех интервью называл свой фильм эротической драмой. Поползли даже слухи, что «Овсянки» лишились госфинансирования якобы из-за чересчур откровенных сцен. Впоследствии выяснилось, что эротика в картине исключительно интеллигентная, а в Венеции, несмотря на скандал с «Кинотавром», фильм получил три, пусть и не главных, приза: «Озеллу» за операторскую работу, награды ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

«Юрьев день»