wmj.ru
Опубликовано 13 июня 2013, 14:11

Какой шкандаль! 5 спектаклей, которые взорвали подмостки Москвы

В завершение театрального сезона мы решили подвести итоги и познакомить вас с самыми скандальными премьерами 2012/2013.

Как и полагается, уходящий театральный год был полон неожиданными событиями: то назначение, то премьера, то и вовсе – театральный митинг. Мы решили подвести итоги и познакомить вас с самыми скандальными премьерами сезона 2012/2013.

«Идиоты» в «Гоголь-центре»

«Идиоты»

«Идиоты»

Режиссер: Кирилл Серебренников

В ролях: Андрей Кузичев, Артур Бесчастный, Оксана Фандера, Юлия Ауг, Илья Ромашко, Харальд Розенстрем, Артем Шевченко

Прошлой осенью на Театр имени Гоголя, что испокон веков находился на улице Казакова, «за спиной» транзитного и шумного Курского вокзала, обрушилась новость о реформировании. Оно и понятно: городские власти настаивали на том, что доходы этого театра в московскую казну слишком малы. Труппа выходила на митинг, ругалась, протестовала, но свершилось: театр назвали «Гоголь-центром», а пост руководителя занял режиссер Кирилл Серебренников – любитель посмущать и постращать публику: мужчины у него то на пилоне адские танцы исполняют, то по сцене с окровавленными руками расхаживают.

Под занавес сезона в вверенном ему театре Серебренников поставил «Идиотов» – спектакль, основанный на одноименной и малоизвестной широкой публике кинокартине датского режиссера Ларса фон Триера. У Триера группа молодых датчан решила протестовать против спокойного и сытого общества «родителей», притворяясь клиническими идиотами. У Серебренникова сюжет приблизительно тот же, но действие из Копенгагена перенесено в сегодняшнюю Москву. На сцене все происходит взаправду, никакого театрального волшебства – и тела голые, и абсценная лексика, а в финале в танце появляются артисты с синдромом Дауна (кстати, не упомянутый в перечне исполнителей Театр Простодушных) и Оксана Фандера – топлес. И если удовольствие от московских «Идиотов» получить сложновато, то вот от баталий поклонников и противников Серебренникова в сети – очень даже можно.

«Москва – Петушки» от Студии театрального искусства

Режиссер: Сергей Женовач

В ролях: Алексей Вертков, Катерина Васильева, Мириам Сехон, Мария Курденевич, Татьяна Волкова, Сергей Качанов, Александр Прошин, Григорий Служитель и др.

Для Студии театрального искусства, а также ее худрука и основателя Сергея Женовача спектакль этот чуть не стал ловушкой. Зритель привык к классическим названиям на афише СТИ, к «правильным» авторам – тут и Достоевский, и Лесков, и Чехов, и Гоголь – и вдруг откуда ни возьмись Венедикт Ерофеев со своими тряскими электричками, грязными парадными, мятыми скатертями привокзальных буфетов да с матерком, да с несметным количеством алкоголя. Москва напряженно замерла…

Историю вечно пьяненького Венечки в СТИ поставили как поэму, как трагческий эпос, где один герой олицетворяет судьбы тысяч. Сакраментальное «И немедленно выпил» становится рефреном в философском и страшном размышлении о вопросе без ответа: «Почему в России пьют?».

«Идеальный муж. Комедия» в МХТ им. Чехова

Режиссер: Константин Богомолов

В ролях: Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко, Дарья Мороз, Игорь Миркурбанов, Марина Зудина, Александр Семчев, Роза Хайруллина и др.

Филолог-мгушник, режиссер, получивший классическое гуманитарное образование, обожает соединять несоединимое, высаживать гибрид в почву современности и смотреть, что вырастет. Как-то раз у него вырос совсем не шекспировский «Лир», где владенья короля в виде карты СССР были нанесены на резиновую даму, где Лира играла актриса Роза Хайруллина – великолепно играла чудовищное и страшное нечто. Тогда спектакль взорвал театральный мир обеих столиц, противники и поклонники чуть ли не врукопашную схватывались. А теперь возник Уайльд с примесью Чехова – ироничный и саркастический стеб на темы нынешней российской государственности. Пять часов откровенного мизантропического зрелища – не всякий зритель выдержит, пусть и со звездами на сцене прославленного Художественного театра.

«Лейтенант с острова Инишмор» в Московском ТЮЗе

Режиссер: Александр Суворов

В ролях: Павел Поймалов, Евгений Волоцкий, Руслан Братов, Софья Райзман, Антон Коршунов, Олег Ребров и др.

Тут все честно, режиссер предупреждает сразу: «К просмотру не рекомендуется: ханжам, любителям постить котиков, ярым противникам табуированных тем, беременным и людям с неустоявшейся психикой, не достигшим 16 лет». Правда, непонятно, как ханжи и подростки попали в один ряд, ну да бог с ними, зато предупредили. Пьеса – ирландца Мартина МакДонаха. Помните дикую черную комедию «Семь психопатов»? Так это его сценарий. Легко можно себе представить, почему так быстро и безоговорочно МакДонах покорил российские подмостки. Только в театре он пострашнее и побезысходнее. Хэппи-эндов не дождешься, а «Лейтенант…» к тому же пьеса не просто о человеческих взаимоотношениях, как всегда диких и за гранью разумного, но еще и произведение, заставляющее думать о том, почему патриотизм, доведенный до абсурда, превращает человека в садиста…

«Добрый человек из Сезуана» от Театр им. Пушкина

Режиссер: Юрий Бутусов

В ролях: Анастасия Лебедева, Александра Урсуляк, Александр Арсеньев, Александр Матросов, Вера Воронкова, Андрей Сухов, Ирина Петрова и др.

Так получилось, что в этом сезоне у Театра им. Пушкина – настоящий взлет. «Скандалом» в прямом смысле этого слова тут, конечно, и не пахнет. Но, если говорить о спекатклях, взорвавших Москву, то это точно «Добрый человек из Сезуана». Понятно, что Бертольд Брехт, драматург-революционер, сегодня в моде, а «Добрый человек…» с его песенками-зонгами в контексте моды на мюзикл вообще самое оно. Но не было бы настоящего, простите за пафос, искусства – не было бы и такого дикого аншлага, когда билеты на спектакль раскуплены зрителем в первый же день предварительных продаж. Будто бы вернулись времена той старой «Таганки» шестидесятых, времена Высоцкого и Золотухина, времена романтики и героизма.

Великолепные артисты, которые умеют петь и танцевать... Грустная повесть о городке, в котором добрым человеком оказалась вовсе не добропорядочная гражданка, а проститутка, о том, как она старается скрепить свое сердце и не делать людям добра и к чему все это приводит… О том, как невыгодно быть добрым и отзывчивым, но как холодно и мерзко быть циничным и злым... Что, еще надо кому-то объяснять, почему на бутусовском спектакле – аншлаги?..

Фото: Sti.ru, Teatrpushkin.ru, Moscowtyz.ru, Mxat.ru, Gogolcenter.com