wmj.ru
Опубликовано 30 мая 2014, 18:00

Ресторанный этикет: как не облажаться в приличном месте

Чтобы не оказаться в ситуации Вивьен Уорд из знаменитого фильма «Красотка», мы поговорили с экспертом по ресторанному этикету Юлией Савчук.
Ресторанный этикет: как не облажаться в приличном месте

Правильного платья, макияжа и укладки, увы, недостаточно, чтобы произвести хорошее впечатление, тем более в ресторане. Чтобы не оказаться в ситуации Вивьен Уорд из знаменитого фильма «Красотка», мы поговорили с экспертом по ресторанному этикету Юлией Савчук и выпытали у нее все секреты того, как показать себя на высоте в приличном месте.

Юлия Савчук

Юлия Савчук

Юлия Савчук

управляющая компанией Wine Service

Признаки хорошего ресторана?

– Хороший ресторан, безусловно, должен удовлетворять гастрономические потребности гостя. Однако еда далеко не единственный критерий оценки. Расположение и парковка, вежливое обслуживание, приятная атмосфера, уютный интерьер – все это тоже имеет значение. В моем понимании, хороший ресторан – это место, где персонал при встрече всегда улыбаются каждому гостю, место, куда хочется вернуться. А распознать таковое можно только благодаря советам друзей и знакомых или отзывам в Интернете. Я называю это «сетевым подходом в маркетинге».

Как вести себя в ресторане

Как вести себя в ресторане

Ждать ли, пока мужчина отодвинет стул, или сделать это самой?

– Давно позабыты те красивые хрестоматийные основы этики, о которых мы читали у классиков. Ресторанный этикет сегодня подразумевает под собой удобство, и в первую очередь для себя. Поэтому, наверное, не стоит ждать от окружающих чего-то экстраординарного. Если речь идет о кавалере, то он пододвинет вам стул еще до того, как вы успеете об этом подумать. Если же встреча формальная, деловая, то тут права равны.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Бизнес-этикет. Когда ждешь коллегу, можно ли заказать кофе/сок или лучше подождать и сделать общий заказ?

– Если вы пришли раньше оговоренного времени, то лучше всего подождать. В случае если ваш деловой партнер опаздывает, вы можете заказать себе какой-нибудь легкий напиток. Однако в этом случае вы рискуете подчеркнуть его непунктуальность. Отсутствие заказа, впрочем, может быть истрактовано так же. Поэтому действуйте на свое усмотрение.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Как подозвать официанта?

– «Молодой человек»! «Девушка»! «Судари/товарищ» уже давно канули в лету и в современной бытности нет как такового обращения к человеку, поэтому, пожалуй, не стоит акцентировать на этом вопросе внимание. В хорошем ресторане официант всегда знает, когда ему стоит подойти к столику, и непременно представится. Так что в дальнейшем вы сможете обращаться к нему по имени. А для привлечения к себе внимания можно использовать жест «поднятой руки». Такая, на первый взгляд, незначительная мелочь, как мне кажется, подчеркивает всю ответственность и сложность работы обслуживающего персонала в ресторане, ведь квалифицированные сотрудники сейчас на вес золота.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Можно ли класть локти на стол, не поменялись ли правила?

– Опять-таки смотря как. Если аккуратно, то, безусловно, можно. Главное – вести себя естественно.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Можно ли стереть помаду полотняной салфеткой?

– Матерчатая салфетка в первую очередь предназначена для того, чтобы покрывать ею колени. Еще ею можно слегка промокнуть губы. Во всех остальных лучше использовать специальные бумажные салфетки.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Как с помощью приборов подать сигнал о том, чтобы унесли блюда?

Достаточно просто аккуратно сложить приборы в тарелку параллельно друг другу.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Что можно есть руками?

Руками можно и нужно кушать то, перед чем приносят «ошибори» (влажное махровое полотенце) либо так называемые «фингербол» (посуда с лимоном и теплой водичкой). Без столовых приборов можно обойтись и в случае с дичью, которая подается на кости. Что еще?! Хлеб, пирожки, некоторые виды канапе – словом все, что удобно держать руками. И, кстати, нет ничего страшного, если гость поинтересуется у официанта, как правильно есть то или иное блюдо. Ведь порой случается, что ты просто не знаешь, с какой стороны подойти к тарелке.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Что делать с косточками (фруктовыми и рыбными)?

– Обычно для косточек сервируют дополнительную тарелку. Если, например, вы заказываете суп с морепродуктами, официант обязан принести отдельную тарелку, предназначенную для панцирей моллюсков.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Как есть борщ в белой рубашке? Можно или запихивать салфетку в воротничок?

– Я считаю, что каждый уважающий себя ресторан, заботясь о своем госте, должен предусматривать подобные нюансы, поэтому в наших заведениях мы подаем специальные одноразовые фартучки. Если же в заведении, где вы обедаете, такой приятной опции нет, можно воспользоваться матерчатой салфеткой. Лучше перестраховаться, чтобы потом не пришлось судорожно застирывать одежду в уборной.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Можно ли пользоваться зубочисткой?

– Конечно! Если она есть, то лучше ее использовать. Разговаривать с остатками еды на зубах и цокать языком вам самим будет неприятно.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Что можно положить с собой на стол (телефон, очки…)

– По большому счету сейчас об этом никто не заботится...

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Насколько неприлично есть все блюда одной вилкой/ложкой?

– Ни для кого не секрет, что под каждое блюдо полагается подавать определенные столовые приборы, и хорошие рестораны всегда обучают свой персонал правилам сервировки. Однако если гостю комфортно орудовать за столом одной только ложкой, никто не вправе это ему запретить.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Когда можно вставать из-за стола при общем застолье, и что при этом нужно говорить?

– В случае если вам вдруг понадобилось встать из-за общего стола, извиниться и выйти, не привлекая к себе дополнительного внимания. Молча уходить тоже неприлично.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Что делать, если зазвонил телефон?

– Согласно ресторанному этикету, разговор по телефону за столом даже сегодня считается плохим тоном. Если же дело не терпит отлагательств, извинитесь и отлучитесь из-за стола, чтобы никто не мог слышать ваш разговор. А если вы посещаете прекрасный ресторан, я бы советовала вам стараться не отвлекаться от гастрономического удовольствия и отложить дела на потом. Нельзя отказывать себе в мелких удовольствиях наслаждения любимой едой. Как нас учили мамы: «Когда я ем, я глух и нем» – хороший совет современному работяге.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Можно ли давить лимон в чай?

– Если подается половинка, то да. Но, так как лимоны обычно приносят уже порезанными на дольки, то их, конечно, не давят.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Красить губы за столом или расчесываться?

– Я бы не стала.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Объединять ли счет, если за столом много людей? Или просить сразу, чтобы каждый платил сам себя?

– Если вы, придя в ресторан, заведомо знаете, что счета будут разделены, то ЖЕЛАТЕЛЬНО предупредить об этом официанта заранее, чтобы потом не возникало проблем.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Можно ли просить разменять деньги?

– Вообще нежелательно. Четких правил касательно этого вопроса нет, поэтому в случае необходимости официанта можно попросить о размене. Но все-таки нежелательно.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Сколько нужно оставлять чаевых?

– По общепринятым в России НЕГЛАСНЫМ стандартам, чаевые должны составлять 10% от суммы общего счета. И хотя этот вопрос всегда остается за гостями, меня удивляет тот факт, что в некоторых сетевых ресторанах можно встретить подсказку о размере чаевых, которые необходимо оставить данному официанту. Курьезных историй на практике было много, но рассказывать о них, пожалуй, не стану – боюсь обидеть обе стороны баррикады.

Ресторанный этикет

Ресторанный этикет

Фото: S-L