Ресторанный этикет: как не облажаться в приличном месте

Чтобы не оказаться в ситуации Вивьен Уорд из знаменитого фильма «Красотка», мы поговорили с экспертом по ресторанному этикету Юлией Савчук.

Правильного платья, макияжа и укладки, увы, недостаточно, чтобы произвести хорошее впечатление, тем более в ресторане. Чтобы не оказаться в ситуации Вивьен Уорд из знаменитого фильма «Красотка», мы поговорили с экспертом по ресторанному этикету Юлией Савчук и выпытали у нее все секреты того, как показать себя на высоте в приличном месте.

Юлия Савчук

Юлия Савчук

управляющая компанией Wine Service

Признаки хорошего ресторана?

– Хороший ресторан, безусловно, должен удовлетворять гастрономические потребности гостя. Однако еда далеко не единственный критерий оценки. Расположение и парковка, вежливое обслуживание, приятная атмосфера, уютный интерьер – все это тоже имеет значение. В моем понимании, хороший ресторан – это место, где персонал при встрече всегда улыбаются каждому гостю, место, куда хочется вернуться. А распознать таковое можно только благодаря советам друзей и знакомых или отзывам в Интернете. Я называю это «сетевым подходом в маркетинге».
Как вести себя в ресторане

Ждать ли, пока мужчина отодвинет стул, или сделать это самой?

– Давно позабыты те красивые хрестоматийные основы этики, о которых мы читали у классиков. Ресторанный этикет сегодня подразумевает под собой удобство, и в первую очередь для себя. Поэтому, наверное, не стоит ждать от окружающих чего-то экстраординарного. Если речь идет о кавалере, то он пододвинет вам стул еще до того, как вы успеете об этом подумать. Если же встреча формальная, деловая, то тут права равны.
Ресторанный этикет

Бизнес-этикет. Когда ждешь коллегу, можно ли заказать кофе/сок или лучше подождать и сделать общий заказ?

– Если вы пришли раньше оговоренного времени, то лучше всего подождать. В случае если ваш деловой партнер опаздывает, вы можете заказать себе какой-нибудь легкий напиток. Однако в этом случае вы рискуете подчеркнуть его непунктуальность. Отсутствие заказа, впрочем, может быть истрактовано так же. Поэтому действуйте на свое усмотрение.
Ресторанный этикет

Как подозвать официанта?

– «Молодой человек»! «Девушка»! «Судари/товарищ» уже давно канули в лету и в современной бытности нет как такового обращения к человеку, поэтому, пожалуй, не стоит акцентировать на этом вопросе внимание. В хорошем ресторане официант всегда знает, когда ему стоит подойти к столику, и непременно представится. Так что в дальнейшем вы сможете обращаться к нему по имени. А для привлечения к себе внимания можно использовать жест «поднятой руки». Такая, на первый взгляд, незначительная мелочь, как мне кажется, подчеркивает всю ответственность и сложность работы обслуживающего персонала в ресторане, ведь квалифицированные сотрудники сейчас на вес золота.
Ресторанный этикет

Можно ли класть локти на стол, не поменялись ли правила?

– Опять-таки смотря как. Если аккуратно, то, безусловно, можно. Главное – вести себя естественно.
Ресторанный этикет

Можно ли стереть помаду полотняной салфеткой?

– Матерчатая салфетка в первую очередь предназначена для того, чтобы покрывать ею колени. Еще ею можно слегка промокнуть губы. Во всех остальных лучше использовать специальные бумажные салфетки.
Ресторанный этикет

Как с помощью приборов подать сигнал о том, чтобы унесли блюда?

Достаточно просто аккуратно сложить приборы в тарелку параллельно друг другу.
Ресторанный этикет

Что можно есть руками?

Руками можно и нужно кушать то, перед чем приносят «ошибори» (влажное махровое полотенце) либо так называемые «фингербол» (посуда с лимоном и теплой водичкой). Без столовых приборов можно обойтись и в случае с дичью, которая подается на кости. Что еще?! Хлеб, пирожки, некоторые виды канапе – словом все, что удобно держать руками. И, кстати, нет ничего страшного, если гость поинтересуется у официанта, как правильно есть то или иное блюдо. Ведь порой случается, что ты просто не знаешь, с какой стороны подойти к тарелке.

Ресторанный этикет

Что делать с косточками (фруктовыми и рыбными)?

– Обычно для косточек сервируют дополнительную тарелку. Если, например, вы заказываете суп с морепродуктами, официант обязан принести отдельную тарелку, предназначенную для панцирей моллюсков.
Ресторанный этикет

Как есть борщ в белой рубашке? Можно или запихивать салфетку в воротничок?

– Я считаю, что каждый уважающий себя ресторан, заботясь о своем госте, должен предусматривать подобные нюансы, поэтому в наших заведениях мы подаем специальные одноразовые фартучки. Если же в заведении, где вы обедаете, такой приятной опции нет, можно воспользоваться матерчатой салфеткой. Лучше перестраховаться, чтобы потом не пришлось судорожно застирывать одежду в уборной.
Ресторанный этикет

Можно ли пользоваться зубочисткой?

– Конечно! Если она есть, то лучше ее использовать. Разговаривать с остатками еды на зубах и цокать языком вам самим будет неприятно.
Ресторанный этикет

Что можно положить с собой на стол (телефон, очки…)

– По большому счету сейчас об этом никто не заботится...
Ресторанный этикет

Насколько неприлично есть все блюда одной вилкой/ложкой?

– Ни для кого не секрет, что под каждое блюдо полагается подавать определенные столовые приборы, и хорошие рестораны всегда обучают свой персонал правилам сервировки. Однако если гостю комфортно орудовать за столом одной только ложкой, никто не вправе это ему запретить.
Ресторанный этикет

Когда можно вставать из-за стола при общем застолье, и что при этом нужно говорить?

– В случае если вам вдруг понадобилось встать из-за общего стола, извиниться и выйти, не привлекая к себе дополнительного внимания. Молча уходить тоже неприлично.
Ресторанный этикет

Что делать, если зазвонил телефон?

– Согласно ресторанному этикету, разговор по телефону за столом даже сегодня считается плохим тоном. Если же дело не терпит отлагательств, извинитесь и отлучитесь из-за стола, чтобы никто не мог слышать ваш разговор. А если вы посещаете прекрасный ресторан, я бы советовала вам стараться не отвлекаться от гастрономического удовольствия и отложить дела на потом. Нельзя отказывать себе в мелких удовольствиях наслаждения любимой едой. Как нас учили мамы: «Когда я ем, я глух и нем» – хороший совет современному работяге.
Ресторанный этикет

Можно ли давить лимон в чай?

– Если подается половинка, то да. Но, так как лимоны обычно приносят уже порезанными на дольки, то их, конечно, не давят.
Ресторанный этикет

Красить губы за столом или расчесываться?

– Я бы не стала.
Ресторанный этикет

Объединять ли счет, если за столом много людей? Или просить сразу, чтобы каждый платил сам себя?

– Если вы, придя в ресторан, заведомо знаете, что счета будут разделены, то ЖЕЛАТЕЛЬНО предупредить об этом официанта заранее, чтобы потом не возникало проблем.
Ресторанный этикет

Можно ли просить разменять деньги?

– Вообще нежелательно. Четких правил касательно этого вопроса нет, поэтому в случае необходимости официанта можно попросить о размене. Но все-таки нежелательно.
Ресторанный этикет

Сколько нужно оставлять чаевых?

– По общепринятым в России НЕГЛАСНЫМ стандартам, чаевые должны составлять 10% от суммы общего счета. И хотя этот вопрос всегда остается за гостями, меня удивляет тот факт, что в некоторых сетевых ресторанах можно встретить подсказку о размере чаевых, которые необходимо оставить данному официанту. Курьезных историй на практике было много, но рассказывать о них, пожалуй, не стану – боюсь обидеть обе стороны баррикады.
Ресторанный этикет

Фото: S-L

Group