wmj.ru
Опубликовано 24 июня 2021, 23:20
4 мин.

«Ждем, когда иссякнут шуточки про блондинок за рулем»

История о сексизме и автомобилях
24 июня был объявлен Международным днем женщины за рулем. В этот день мы попросили автожурналиста Олесю Репкину рассказать о гендерных стереотипах на дороге и даже в люксовых автосалонах. Почему еще живо выражение про «блондинку за рулем» и как с этим борются современные женщины.
«Ждем, когда иссякнут шуточки про блондинок за рулем»

Олеся Репкина

Автомобильный журналист, член жюри международного конкурса Women's World Car of the Year, заместитель главного редактора журнала R Flight

24 июня провозглашен Международным днем женщины за рулем (International Women Drivers' Day). Инициатива исходит от WWCOTY — автомобильного конкурса Women's World Car of the Year. В его жюри на данный момент входит 55 женщин — автомобильных журналисток из 40 стран.

Ежегодно с 2009 года в ходе нескольких туров они голосуют за лучший автомобиль — машину, которая не выбирается специально для женщин по каким-то особым гендерным критериям, но выбирается экспертами-женщинами. Зачем? Это самый деликатный вопрос из тех, которые, как единственный член жюри WWCOTY от России, я постоянно получаю в большом количестве.

Олеся Репкина

Олеся Репкина

© пресс-служба

Скажу честно, у меня нет заготовленных ответов, более того, со временем меняются не только формулировки, но и собственное отношение к различным аспектам этой сложной темы. Вот и теперь не буду ничего декларировать, а попробую рассуждать. Следите за наперстками.

День женщины за рулем — это как День страдающих от какой-то болезни?

Дата была выбрана неслучайно — в этот день три года назад в Саудовской Аравии формально был отменен запрет на получение женщинами водительских прав. «Формально» тут, разумеется, важное слово, но хоть так. А мы, уже давно освобожденные женщины Запада, в свою очередь, ждем, когда иссякнут шуточки про блондинок за рулем. Ждем и действуем. В том числе подставляясь под шквал острых комментариев разной степени оригинальности: «Женское жюри — это сексизм», «Ваш конкурс — это признание собственного поражения», «День женщины за рулем — это как День страдающих от какой-то болезни? Зачем вы сами с собой так?» и т. д.

Олеся Репкина

Олеся Репкина

© пресс-служба

В поисках ответа заглянем в ближайшее будущее — в списке членов жюри главного автомобильного конкурса планеты World Car Awards 2022 под сотню голосующих. Женщин из них 12, причем ровно половина из США, где в последнее время 62% новых автомобилей продаются женщинам. Также в жюри по одной представительнице из Великобритании, Италии, Чили, Японии, а также Шарлин Кларк из Южной Африки и Ренука Кирпалани из Индии (две эти журналистки голосуют и в Women's World Car of the Year).

ГИБДД России статистики не предоставляет.

То есть среди экспертов, которые выбирают лучший автомобиль 2022 года, чуть больше 10% женщин, хотя в зависимости от страны процент женщин, водящих и покупающих автомобили, явно выше. ГИБДД России такой статистики не предоставляет. Но в Аргентине у 27% женщин есть водительские права, в Германии и Испании — у 42%, в Израиле — у 45%, в Канаде и Новой Зеландии — у 49%.

В таком случае не должно ли быть женское представительство на World Car Awards шире? Жаловаться не приходится — когда конкурс только был учрежден, в его жюри не входило вовсе ни одной женщины. Именно поэтому в 2009 году новозеландская журналистка Сэнди Майер создала Women's World Car of the Year. С единственной целью — дать женщинам из автомобильной индустрии голос и постараться сделать так, чтобы его услышали. В последние годы некоторые производители, чьи модели стали победителями в своих номинациях, на заводе клеят на их заднее стекло специальные стикеры.

С одной из таких машин в Москве недавно произошел интересный случай. Пара — назовем их Маша и Леша — пришла в салон дилера еще раз посмотреть на предварительно выбранный автомобиль и оформить договор о покупке. Консультант Валерий подобострастно бросился к Леше, но тот ответил, что машина для Маши — ей и рассказывайте. Это совершенно не убедило консультанта, и он продолжил пытаться впечатлить Лешу. Когда Маша что-то спросила у Валерия, он снисходительно сообщил ей: «Девушка, вам не о чем волноваться, я все уже рассказал вашему мужу. Все в порядке».

Девушка, вам не о чем волноваться, я все уже рассказал вашему мужу. Все в порядке.

Девушка тот автомобиль все же купила, правда, у другого дилера. А горе-продавец, наверное, остался пусть и без процента с продажи машины за 7 млн, зато с ощущением собственного превосходства, ведь он мужчина, а это автоматически дает ему право смотреть на женщин свысока, а уж по таким сугубо мужским вопросам и подавно. «Ну мало ли дураков!» — воскликнет кто-то, а кто-то расскажет еще десятки и сотни таких и даже гораздо более ярких историй.

И до тех пор пока подобных сотрудников салонов премиальных автомобильных брендов можно встретить даже в 2021 году и даже в Москве, на ситуацию с гендерным равенством приходится продолжать смотреть пристально и печально. Если на одной чаше весов лежит кирпич из агрессивных, прочно укоренившихся стереотипов, то уравновесить ее можно тоже только чем-то очень тяжелым, привлекающим внимание, побуждающим думать, задавать вопросы, быть в диалоге, менять свою точку зрения и признавать ошибки. На этот раз это Международный день женщины за рулем.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram!

Фото: пресс-служба