wmj.ru
Опубликовано 07 декабря 2009, 14:45

Как научиться кататься на сноуборде – фитнес-инструкция

Научить кататься на сноуборде заочно не может даже WomanJournal.ru, но общее представление о том, с чем тебе предстоит столкнуться на склоне, мы дадим.

Сноуборд: откуда что берется?

У cноуборда в том виде, как мы его знаем, есть два не совсем обычных предка. С одной стороны, это кофейный поднос, на котором скатывались с горы в семидесятые годы прошлого века, а с другой – две скрепленные между собой лыжи, на которых гоняли в шестидесятые. Поднос для спуска со снежных вершин приспособил энтузиаст-серфингист, который потом свое изобретение не преминул запатентовать. Лыжи вместе скрепил любящий отец, потому что хотел порадовать дочку на Рождество чем-нибудь необычным. Он тоже наладил впоследствии выпуск новой «детской игрушки». С тех пор спортсмены и не очень спортсмены проявляли чудеса фантазии, энергии и упорства, пока не довели сноуборд до современного вида и не сделали его одним из самых популярных зимних видов спорта.

Изначально эта доска для катания называлась «снерфер», от слов snow (снег) и surf. Постепенно из конструкции снерфера исчезла веревка, которая крепилась к носу доски и помогала удерживать равновесие. Материал доски менялся от фанеры до пластика. Первая попытка приделать к доске крепления была связана со скандалом: доску с креплениями не допустили до участия в мировом чемпионате по снерфингу в 1980-м. Но показательное выступление разрешили – и таким образом судьба внешнего вида сноуборда была решена.

Всего через 5 лет пришлось официально признавать сноуборд видом спорта, организовывать Мировой кубок в Европе, основывать Международную ассоциацию сноуборда и даже звать сноубордистов на Олимпиаду. Сноуборд триумфально прошелся по горным склонам всего мира, даже там, где нет снега. В Австралии, Азии и Южной Америке насчитывается больше 6 миллионов человек, регулярно катающихся на сноуборде.

В Россию первый сноуборд-доску привезли прямо с Олимпиады в Калгари в 1988 году. Русские умельцы быстро научились делать копии с оригинала.

Самые крупные компании, выпускающие сегодня доски и одежду для сноуборда, – Burton Snowboards, Sims Snowboards или Mervin Manufacturing – когда-то были основаны молодыми людьми, которые не хотели в жизни ничего, кроме как слетать со снежного склона на фанерной доске.

Женская доля

По статистике, четверть всех летящих вниз по склону горы на досках – девушки. Это не так уж мало, учитывая, что изначально этот спорт был исключительно мужским. При этом мастерство женщин-спортсменок растет с поразительной скоростью. Буквально за год девушка, впервые вставшая на доску, уже делает сложнейшие трюки. И хотя доминирующий сегодня стиль катания – мужской и агрессивный, многие говорят о будущем развитии более мягкого женского стиля.

Производители сноубордов тоже быстро откликнулись на все растущую женскую аудиторию. Как правило, сноуборды для женщин короче, _у_же, имеют больший боковой вырез, б_о_льшую гибкость и немного другой дизайн. Кататься можно на любых сноубордах, но, разработанные с учетом женской специфики, эти доски делают катание проще и приятнее.

Мы попросили Аню (брюнетка) и Гару (блондинка) показать нам несколько базовых упражнений, которые помогут тебе чувствовать себя увереннее на склоне. В любом случае научить заочно этому нельзя. Все придется попробовать самой, уже стоя на доске. Удачного спуска!

Базовая стойка

Итак, ты встала на доску. Твоя стойка выработается со временем. Она зависит от креплений – постепенно ты научишься менять крепления под себя и в зависимости от стиля и места катания (слалом, фристайл, прыжки). Ты «почувствуешь» свою стойку.

Ты должна стоять твердо, удобно, уверенно, держа равновесие. Ноги – чуть шире плеч, немного согнуты. (Никогда не выпрямляй ноги до конца. Это опасно, грозит переломами, а к полусогнутой многочасовой позиции скоро привыкаешь.) Определись, какая нога у тебя впереди. Это почти то же самое, что быть левшой или правшой. Большинство людей ставит вперед левую ногу. Попробуй оба варианта, какой тебе удобнее. Потренируйся без доски, например, поскользи по ледяной дорожке – ты сразу поймешь, какая нога у тебя впереди.

Угол положения ноги по отношению к доске зависит от стиля катания, он указан на креплениях; значение этого параметра ты поймешь со временем и опытом.

Сначала ты должна научиться уверенно держать равновесие и балансировать, не падая. Поверни голову по направлению движения и четко распредели вес между двумя ногами.

Спуск с горы

Ты стоишь на вершине горы. Кому-то проще начинать движение, стоя лицом к склону, кому-то – стоя к нему спиной. Делай так, как тебе удобнее. Оттолкнись (медленно опусти пятки, перенеси вес на переднюю ногу) и начинай движение. А теперь самое главное правило: управлять сноубордом, который катится на плоскости, невозможно. Доска всегда должна катиться на канте – боковой поверхности. Изменять направление движения доски ты можешь только своим телом: смещать центр тяжести вперед, назад, влево и вправо. Если ты будешь просто стоять, ты полетишь вниз с дикой скоростью, которую в какой-то момент просто невозможно будет контролировать. Следы новичков во время учебных спусков профессионалы называют «падающий лист». Важнейший элемент в управлении сноубордом – это переход с канта на кант.

Поворот на переднем канте

Поворот – это переход с канта на кант. Поворот на переднем канте (передней части доски), как и все элементы, делается за счет корпуса. Ты не наклоняешься, не меняешь положения ног, рук и поясницы. Ты равномерно, ровно наклоняешь весь корпус вперед. Это главное правило.

При заходе на поворот наклони корпус и сильнее согни ноги. Когда ты повернешь, ноги почти выпрями, это увеличит давление на доску и поможет тебе удержать равновесие на склоне и не соскользнуть. Вес тела ты переносишь на переднюю часть ноги. Не выкидывай руки вперед (падать на руки не надо), не наклоняй голову и, еще раз, не сгибайся в корпусе, доска сама поднырнет под тебя, изменив траекторию. Не закручивай тело в сторону поворота. Это распространенная ошибка, и от нее очень сложно отучиться.

Поворот на заднем канте

С переднего канта попробуй перейти на задний и выполнить поворот. Сделать это нужно так, чтобы непосредственно момент перехода был как можно короче, то есть чтобы доска не скользила всей плоскостью, а лишь на мгновение касалась ею снега. Чтобы добиться этого, нужно переносить центр тяжести без промедления и остановок. Самое сложное – откинуться всем корпусом назад. Опять-таки прямо, не сгибаясь, не приседая слишком сильно, не «отклячивая» таз. Это психологически неприятно: не видишь, куда падать, да и руки не подставить, но к этому привыкаешь и начинаешь выполнять этот базовый элемент с легкостью и мастерством.

Как правильно падать

Падать ты будешь много и часто, каждый раз на спуске (часто это будет заменять тебе остановку движения). Падать ты будешь на попу. Реже – на руки, и этого лучше не делать вообще. Ты будешь падать из-за скованного тела, из-за неправильной стойки, из-за страха упасть. Все это – несерьезные падения. Они скорее забавны, чем опасны, зато очень полезны для твоего обучения.

Не пренебрегай защитой. Снег – не асфальт, но снег бывает очень твердым, и может причинить серьезную боль. Безопаснее всего просто сесть на попу (она будет страдать в любом случае), только не переборщи и не ударься головой. Не выпрямляй ноги, выгни спину колесом, не подставляй руки: ты можешь их сломать. Будь осторожна и готова – это самое главное.

Трюк

Ни одному трюку, как и катанию на сноуборде вообще, невозможно научиться по книге или по статье в интернете. Они могут рассказать тебе только то, что ты сама уже знаешь и уже пробовала. Обязательно найди инструктора или очень-очень опытного товарища. Лучше пройти обучение, чем научиться кататься неправильно, последнее как минимум опасно. Любые трюки, начиная с прыжков с трамплина и заканчивая перилами, можно начинать осваивать, только уверенно держась на доске во время спуска.

Поначалу трюки кажутся очень сложными, потому что доска тяжелая, тело нужно уметь чувствовать, более того, нужно уметь чувствовать его в воздухе. Это страшно, это неудобно, но этому вполне можно научиться! А когда ты научишься выполнять трюки и впервые почувствуешь себя уверенно, летя с трамплина, ты поймешь, для чего были все эти страдания и падения: чувство полета ни с чем не сравнимо.