Загрузка ...
5 ноября 10:00
5 мин.

«Джокер» — отлично, «Веном» — разочаровал: почему зрители устали от супергеройского кино

Что не так с новыми экранизациями комиксов
Супергеройское кино уже несколько десятилетий делит зрителей на два фронта: тех, кто подобные фильмы обожает, и тех, кто их принципиально не смотрит. Но давайте разберемся в ситуации без эмоций: все чаще эти картины не оправдывают возложенных на них ожиданий, при этом залы кинотеатров полны. Так почему же мы устали от историй про супергероев, но продолжаем их смотреть?
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 10

Постер фильма «Мстители: Финал»

Фото: Kinopoisk.ru

Осенью 2019 года легендарный Мартин Скорсезе раскритиковал супергеройские фильмы. Он заявил, что подобные проекты нельзя считать настоящим кинематографом. С ним отчасти согласился режиссер Джеймс Данн — постановщик двух частей «Стражей галактики» и второго «Отряда самоубийств». Он уточнил, что, если жанр не переизобретет себя заново, зритель утратит к нему интерес.

Накануне выхода «Вечных» — нового большого проекта Marvel — пытаемся разобраться в феномене супергероики и предугадываем ее судьбу. Ниже пять причин, почему новые фильмы о супергероях не так восхищают, как их предшественники (и с этим нужно что-то делать).

1

Новые супергерои, в которых нет ничего нового

Постер фильма «Джокер»

Постер фильма «Джокер»

Имена и лица меняются, но не покидает ощущение, что мы смотрим одно и то же кино про одних и тех же персонажей. Да, у Marvel и DC есть немало ярких и оригинальных героев, но кого из числа новичков (вышедших за последние пару лет) вы можете выделить на общем фоне? Вот и нам приходится гуглить.

Относительно недавний громкий хит «Джокер», в копилке которого есть и приз Венецианского кинофестиваля, и актерский «Оскар» исполнителя главной роли Хоакина Феникса, выстрелил еще и потому, что сменил фокус с идеального протагониста на спорного злодея. Это выглядело чем-то новым, захватывающим и было прекрасно исполнено звездой картины Фениксом. Зритель считал ДНК истории, строившейся вокруг аутсайдера, изгоя. За ним интересно наблюдать, в нем легко найти сходство с самим собой (и речь вовсе не про безумие). И самое важное — в картине не было вылизанных и малоубедительных героев-моралистов.

Но истории, в которых очередная группа идеальных супергероев бросает вызов очередному вселенскому злу, банально всех утомили. Лишним доказательством этого служит и недавний хит Prime Video сериал «Пацаны». В нем супергерои не менее порочны, чем обыватели, а идеальность людей со сверхспособностями подвергается жесткой (и убедительной) критике.

2

Жанр нуждается в новой оптике

Кадр из фильма «Чан-Чи и легенда десяти колец»

Кадр из фильма «Чан-Чи и легенда десяти колец»

Речь не только об упомянутой выше смене акцентов с идеалистов-добряков на более сложных и амбивалентных персонажей, но и об исполнителях главных ролей. В конце лета 2021 года на экраны вышел кинокомикс «Чан-Чи и легенда десяти колец». В нем точкой притяжения всей истории становится главный герой — азиат. И его друзья тоже азиаты. Это действительно важный и свежий взгляд на мир и его разнообразие. Вспомните хотя бы, как в 2018 году гремела «Черная пантера» — история про темнокожих супергероев.

Понятно, что и «Пантера», и «Чан-Чи» были придуманы не вчера, но лишь недавно на них обратили внимание киностудии. Только сейчас продюсеры и авторы отходят от избитого тропа про белого, здорового, цисгендерного мужчину-спасателя.

Более того, перемены уже касаются и самых известных представителей жанра. Так, недавно стало известно, что в новой серии комиксов Супермен окажется бисексуальным. А Локи в одноименном сериале признался, что вообще-то тоже в равной степени любит и женщин, и мужчин. Вызвало ли это резонанс? Несомненно! Похвалили ли поклонники авторов за смелость и новый взгляд на гендер в рамках жанра супергероики? Определенно!

3

Отсутствие оригинальных и самостоятельных историй

Кадр из фильма «Мстители»

Кадр из фильма «Мстители»

Понятно, что правило «Чем больше — тем лучше» применимо и к супергероике, но сейчас к подобному формату есть свои вопросы. В 90-е продюсеры по такому же принципу собирали бойз- и герлз-бенды: с экрана на нас смотрели сразу несколько красивых людей, даже необязательно в равной степени талантливых.

Сейчас формат «Пролетарии всех стран, объединяйтесь» обширно применяется в кинокомиксах — зрителя «покупают» не столько качеством историй, сколько количеством супергероев на один квадратный метр пленки.

Да, понятно, что такие фильмы, как «Мстители» или «Отряд самоубийц», репрезентуют героев вместе, чтобы потом раскрыть их по отдельности. Но опыт показывает, что не каждая сольная история способна заинтересовать даже самых преданных поклонников. Так, может, стоит оставить в прошлом формат супергеройского ансамбля, в котором персонажей вроде бы много, но после титров как-то и некого особенно вспомнить.

4

Содержание уступает форме

Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

Кадр из фильма «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

Больше, чем в боевиках, формула «Заменим смысл яркими эффектами» видна в супергеройском кино. Одним из последних примеров осмысления героя и его истории был Кристофер Нолан с франшизой о Темном рыцаре. Но с момента выхода последнего фильма прошло почти 10 лет и ничего нового в этом направлении с тех пор в жанре сделано не было.

Нарушение баланса содержания и формы все чаще заметно в новых релизах — авторы заполняют пустоты в истории яркими спецэффектами, от которых устают даже самые выносливые зрители. Если мы хотим посмотреть на взрывающиеся автомобили и нереальные трюки, мы пойдем на «Форсаж», но от супергероики мы ждем совершенно иного, особенно когда планка поднята так высоко.

Говоря проще: в 2021 году сводить историю супергероев к банальным столкновениям со злом — дурной тон. Мы знаем, что герои комиксов могут быть чем-то большим, чем фокусники с суперспобностями в рукаве.

5

Супергероев стало слишком много

Постер фильма «Веном»

Постер фильма «Веном»

Идешь в кино — они там. Включаешь сериал – они тоже там. Заходишь в книжный — они и здесь повсюду. Ничего не имеем против засилья историй про супергероев — у них невероятная фанбаза по всему миру — но, может, и ими можно «объесться»? Понятно, что студии куют железо, пока горячо, и с точки зрения бизнеса это верная стратегия, только, кажется, зритель уже пресыщен.

Недавняя разгромная критика второго «Венома» доказывает, что слабую историю не способен вытащить даже гениальный Том Харди. Есть ощущение, что продюсеры намеренно берут долгий разгон перед просчитанным прыжком. Но как бы не оказалось, что момент упущен — пока вы собирались прыгнуть выше всех, зритель просто устал наблюдать за подготовкой и потерял интерес.

Фото: пресс-служба; Kinopoisk.ru

Новости партнеров
О чем говорят