Опубликовано 27 августа 2021, 10:00
7 мин.

«Начало», «Темный город», «Гаттака» и не только: топ-10 лучших киноутопий

Почему нам так нравится сбегать в мир грез
26 августа в прокат вышел триллер «Воспоминание» с Хью Джекманом. Это история про частного детектива, который в недалеком будущем добывает нужную информацию из воспоминаний других людей. В какой-то момент герой и сам путается: что из окружающего его явь, а что сон? В честь выхода фильма вспоминаем 10 других киноутопий, с которыми хочется сбежать от реальности.

Кино во все время считалось аналогом эскапизма. Через экран можно сбежать от реального мира в пространство грез. Не зря киноведы сравнивают сеанс в темном зале кинозала с совместным сном: все мы оказываемся во власти истории и становимся ее непосредственными участниками наравне с героями фильма. Новая картина с Хью Джекманом возвращает спрос на утопические истории про параллельные миры, воспоминания и грезы.

«Начало»

Кадр из фильма «Начало»

Кадр из фильма «Начало»

Главный герой Кобб — вор особого порядка: вместо денег и ценных бумаг он крадет секреты других людей, проникая в глубины их подсознания. Заигрывание с опасностью обернулось трагедией для самого героя: его супруга потерялась между мирами, сам он стал изгоем и лишился возможности видеться с детьми.

Новое дело обещает ему самую важную оплату — возможность все исправить. Кобб собирает команду таких же умельцев, как он сам, вместе с которой ему предстоит «взломать» голову их новой цели.

Фантастическая история Кристофера Нолана изначально была лишена столь глубокой драматургии — постановщика манила идея путешествия в сны и подсознание других людей, а также то, как этот замысел можно воплотить на экране. Когда же к проекту присоединился Леонардо Ди Каприо, она стала объемней и сложнее именно с человеческой точки зрения — актер лично проработал драматическую линию своего героя.

Сейчас «Начало» по праву считается одним из лучших примеров жанра, а сама история про погружение в глубины подсознания спустя столько лет все еще волнует и захватывает.

«Тринадцатый этаж»

Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

Кадр из фильма «Тринадцатый этаж»

На тринадцатом этаже компьютерной корпорации была разработана совершенная модель виртуальной реальности, создание которой повлекло за собой цепь таинственных убийств. Разгадать загадку возможно, лишь погрузившись в иное измерение, где может быть ответ на многие вопросы, а может быть — страшная версия привычного мира...

Картина «Тринадцатый этаж» вышла на экраны на рубеже веков, в 1999 году, и сразу же приобрела статус культовой. Именно на этот фильм ссылался Кристофер Нолан, говоря о замысле своего «Начала», которое он разрабатывал на протяжении 10 лет.

«Тринадцатый этаж» получился более жанровой историей, лишенной философского пласта «Начала» или других схожих проектов. Но при этом он наделен всеми ключевыми достоинствами жанра: имеет необычный сюжет с непредсказуемым финалом, отличные актерские работы и задает важный вопрос о значимости эскапизма — так ли хорош вымышленный мир грез?

«Ванильное небо»

Кадр из фильма «Ванильное небо»

Кадр из фильма «Ванильное небо»

Дэвид ощущает себя королем жизни: у него есть деньги, собственный издательский дом, дорогая машина и квартира в центре Нью-Йорка. Так он и жил бы без оглядки, пока в один прекрасный момент не попал в автокатастрофу и очнулся после комы инвалидом с изуродованным лицом, которое теперь приходится скрывать. Но сам Дэвид разницы между прошлым и настоящим не ощущает. Постепенно в нем зреет ощущение нереальности происходящего. Что есть правда: мир, в котором он богат, красив и успешен, или сон, в котором он предстает обезображенным изгоем?

«Ванильное небо» — голливудская адаптация испанской драмы «Открой глаза» Алехандро Аменабара. Примечательно, что в обеих версиях роль возлюбленной главного героя исполнила Пенелопа Крус. Ключевое достоинство фильмов — они создают на экране состояние полусна, когда кажется, что уже проснулся, но продолжаешь видеть остатки приснившихся образов.

«Темный город»

Кадр из фильма «Темный город»

Кадр из фильма «Темный город»

Убийцу, не помнящего своего имени и прошлого, преследует полицейский инспектор Фрэнк Бастед. Его ищет жена Эмма, за ним охотятся чужаки, а он по обрывкам воспоминаний пытается разобраться, что происходит и как он здесь оказался.

Более мрачная версия киноутопии, снятая Алексом Пройасом («Ворон», «Я, робот»). Картина вышла на экраны в 1998 году и, по сути, предвосхитила моду на подобные истории. Чуть позже вышел сентиментальный «Тринадцатый этаж» и забористый «Бойцовский клуб» — тоже про побег от реальности, но уже другого толка.

«Темный город» же сумел объединить в себе приглушенный в своих красках нуар, запутанный детектив и образ альтернативной реальности, в которой страшно и волнительно одновременно.

«Гаттака»

Кадр из фильма «Гаттака»

Кадр из фильма «Гаттака»

Гаттака — совершенный мир будущего, в котором каждый его житель генетически запрограммирован, и печальная судьба ожидает тех, кто был рожден в любви, а не в лаборатории. Такова участь Винсента Фримана, молодого человека, получившего при рождении ярлык «непригоден». Желая обмануть судьбу, он покупает личность другого человека.

Внезапное убийство грозит раскрытием реальной личности Винсента — невиновного человека, которому есть что скрывать. И так трудно остаться собой, когда внутри тебя соседствуют два разных человека…

Автору фильма Эндрю Никколу не впервые пришлось создать альтернативную реальность. В его фильмографии есть трогательное «Шоу Трумана» про человека, жизнь которого упаковали в реалити-шоу; минималистичный «Анон» с вымышленной картиной печального будущего и фантасмагоричное «Время» — история, в которой минуты и секунды становятся главной валютой человечества.

«Гаттака» же возникла где-то на границе этих историй: в ней есть элементы призрачного будущего с его научными достижениями, но абсолютно лишенного гуманизма и равенства. Так что в этот мир хочется заглянуть, но остаться там навсегда рискованно.

«Меняющие реальность»

Кадр из фильма «Меняющие реальность»

Кадр из фильма «Меняющие реальность»

Волею случая конгрессмен Дэвид Норрис узнает, что мир движется по заранее написанному плану, за исполнением которого следят работающие в Бюро корректировки люди, обладающие сверхъестественными способностями. Существующий план не предусматривает дальнейших пересечений Дэвида с балериной Элизой, в которую он успел влюбиться. Политик заручается поддержкой одного из агентов Бюро и начинает неравную борьбу с остальными, отстаивая свободу выбора и личное счастье...

«Меняющие реальность» сняты по мотивам фантастического романа Филипа К. Дика. На общем фоне лента выделяется тем, что сделана в плоскости политического триллера и из всех версий картин будущего кажется самой узнаваемой. Тем не менее герои фильма пытаются взломать код судьбы и изменить существующие правила устройства мира, в котором воля человека подчиняется иным силам. Вышло романтично, немного сказочно и утопично, но все равно дико интересно.

«Планета Ка-Пэкс»

Кадр из фильма «Планета Ка-Пэкс»

Кадр из фильма «Планета Ка-Пэкс»

В Манхэттенский психиатрический институт привозят странного человека в черных очках. Он зовет себя Протом и утверждает, что его родина — далекая планета Ка-Пэкс, откуда он мгновенно перенесся на Землю в луче света. Несмотря на все усилия, опытному доктору Пауэллу не удается разгадать загадку таинственного пациента, который охотно и весьма убедительно доказывает всем свое внеземное происхождение и заранее назначает дату своего возвращения на Ка-Пэкс.

Вскоре Марка Пауэлла, так и не сумевшего раскрыть тайну личности своего подопечного, начинает тревожить невероятная, но навязчивая мысль: может быть, Прот вовсе не сумасшедший и в его словах есть доля правды...

«Планета Ка-Пэкс» в драматическом ключе показывает идею эскапизма как возможность побега от реальности — суровой, беспощадной и жестокой. Картина доказывает, что нет необходимости искать новые планеты, галактики и альтернативные версии бытия, когда лучшие из миров скрыты внутри нас самих.

«Идентификация»

Кадр из фильма «Идентификация»

Кадр из фильма «Идентификация»

Бушует жуткий ливень. В поисках укрытия десять путешественников вынуждены остановиться на ночь в старом придорожном мотеле. Однако вскоре они с ужасом обнаруживают, что это место становится не спасительным укрытием, а смертельной мышеловкой. С каждым новым трупом оставшимся в живых становится все очевиднее, что их всех вместе собрала чья-то дьявольски изощренная воля, творящая собственное правосудие.

«Идентификация» выводит жанр утопии в совершенно иную плоскость, строя сюжет по детективной традиции Агаты Кристи. Сперва кажется, что история едва ли относится к жанру утопии, но финальный твист все расставляет по своим местам.

«Дежавю»

Кадр из фильма «Дежавю»

Кадр из фильма «Дежавю»

Каждый из нас хотя бы раз в жизни испытывал эффект дежавю, когда нам вдруг начинает казаться, что мы знакомы с людьми, которых на самом деле раньше никогда не видели, и уже бывали в местах, где на самом деле никогда не были. И, возможно, в такие моменты кому-то приходила в голову мысль, что эти ощущения не что иное, как предупреждения, посланные нам из прошлого, а может быть, и ключ к познанию будущего.

Агент АТФ Даг Карлин получает возможность совершать путешествия во времени, расследуя обстоятельства взрыва, произошедшего на новоорлеанском пароме. Оказавшись в прошлом, он встречает женщину, которую должны убить, но в итоге влюбляется в нее…

Картина Тони Скотта в рамках жанра исследует саму природу времени, которое мы условно делим на прошлое и будущее. Герой Дензела Вашингтона мечется между тем, что уже свершилось, и тем, чему еще только предстоит сбыться, попутно отыскивая ответ на вопрос: можно ли изменить то, что предрешено?

«Пиджак»

Кадр из фильма «Пиджак»

Кадр из фильма «Пиджак»

Ветеран войны в Персидском заливе Джек Старкс поправляется после ранения в голову. Он возвращается в родной штат Вермонт, но ранение дает о себе знать приступами амнезии. Когда Старкса обвиняют в убийстве полицейского, его направляют на психиатрическую экспертизу.

Доктор Беккер использует экспериментальные методы лечения, вводя Старксу новейшие препараты. После инъекций герою надевают смирительную рубашку и помещают в подвал. В наркотическом опьянении мысли Старкса устремляются в будущее, где он встречает Джеки и узнает, что ему осталось жить 4 дня. Отныне вместе они ищут способ убежать от судьбы.

Режиссер Джон Мэйбери рассматривает утопию не как радужную фантазию о лучшем мире, а как внутреннее укрытие для наших чувств, хороших и не очень. Главные герои фильма не пытаются взломать некий тайный код бытия, но ищут выход из заточения внутренней тюрьмы — сознания, которое страшится суровой реальности.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram

Фото: Kinopoisk.ru