28 апреля 10:00

«Тень и кость»: как сериал с плохой актерской игрой стал хитом среди зумеров

Экранизация царь-панк-фэнтези, которая понравится не всем
23 апреля на Netflix состоялась премьера сериала «Тень и кость» — долгожданного проекта для всех поклонников литературной трилогии «Гриша» Ли Бардуго. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, что удалось сериалу, а в чем он проиграл книжному источнику.
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 11

Постер сериала «Тень и кость»

Фото: Пресс-служба

Сюжет «Тени и кости» строится вокруг вымышленной страны Равки, уже много лет разделенной неким темным каньоном, внутри которого обитают опасные чудовища. Жители обеих частей Равки периодически собирают отряды добровольцев для того, чтобы отправиться на вторую сторону. Стоит ли говорить, что до финальной точки добираются далеко не все, но другой альтернативы у героев этого мира нет.

Главная героиня, картограф Алина Старкова, вслед за другом детства (и своим тайным возлюбленным) Малом оказывается в числе новой группы. В пути она чудом обнаруживает в себе силы, которые, по преданию, могут принадлежать только избранной, а именно заклинательнице солнца. Теперь на Алину начинается настоящая охота — необычную девушку хотят найти как благородные герои, так и отвязные злодеи. На Старкову возлагается обязанность спасти страну и вернуть ей былую цельность. Ментором девушки становится загадочный главнокомандующий Второй Армии Дарклинг (красавчик-актер Бен Барнс из «Дориана Грея»).

Разобравшись в общих чертах сюжета, хочется сделать первую передышку и зафиксировать его сбивчивость: на неподготовленного зрителя вываливается так много подробностей созданного Бардуго мира (с придуманной терминологией и мифологией), что в какой-то момент мозг не поспевает за происходящим на экране.

Очевидно, что экранизации литературных бестселлеров, состоящих из нескольких книг и имеющих долгую историю, могут сбивать с толку тех, кто незнаком с истоками, но Netflix в данном случае просто не щадит никого. Более того, шоураннер Эрик Хайссерер экранизировал не только «Тень и кость», а с поддержкой Ли Бардуго добавил в историю персонажей из «Шестерки воронов». Это спин-офф проекта, события которого хронологически разворачиваются уже после трилогии Гришаверс.

Еще один момент, который вызовет удивление конкретно у отечественного зрителя: история переполнена отсылками к российской культуре времен царя — от русских имен (Алина, Женя, Иван) и названий городов (Новокрибирск, Керч) до стиля одежды героев. Сама писательница не раз признавалась, что давно очарована культурой России начала XX века, а собственный стиль называет «царь-панк-фэнтези».

Кадр из сериала «Тень и кость»

Кадр из сериала «Тень и кость»

Помимо упомянутых выше элементов созданного мира, «Тень и кость» имеет много плюсов, рассчитанных на поклонников жанра. Здесь есть собственная мифология, визуальный ряд сделан с любовью к деталям и с щедрым отношением к бюджету. Но первое, на чем спотыкается внимание зрителя, — не самый удачный актерский состав. Да, возвращение на экраны Бена Барнса — безусловный подарок всем нам, но кажется, что на этом удача с кастингом заканчивается.

Главные герои-подростки в исполнении Джесси Мей Ли и Арчи Рено заметно уступают в кадре коллегам постарше. Персонаж-плут Каз Бреккер, которого сыграл Фредди Картер, получился в равной мере мрачным и скучным: в нем, определенно, есть какая-то загадка, но достаточно скоро ты теряешь к ней интерес.

Кадр из сериала «Тень и кость»

Кадр из сериала «Тень и кость»

Еще до выхода полноценного первого сезона критики поспешили окрестить «Тень и кость» новой «Игрой престолов» для зумеров. Если разобраться поверхностно, возможно, они правы. Со скидкой на стерильность истории, отсутствие взрослой драмы и неважную актерскую игру можно прочить сериалу успех в выбранном жанре. Но понятно, что проекты, в отношении которых используется так много «если», великими не становятся.

Возможно, Netflix намеренно жертвует смыслами и упрощает историю в свойственной ему манере — онлайн-платформа забита средненькими подростковыми драмеди с посредственным сюжетом и посылом. Такие шоу и не созданы для большего — они могут скрасить ваш досуг, помочь отвлечься от проблем, и на этом их миссия исчерпывается.

С этой точки зрения стриминговый гигант играет с прицелом на будущее — отрабатывает не самые высокие запросы более юной аудитории, ведь именно нынешним подросткам предстоит стать главными подписчиками сервиса через каких-то 10-15 лет. Выходит, что прямо сейчас их подсаживают на эту «иглу».

Кадр из сериала «Тень и кость»

Кадр из сериала «Тень и кость»

В остальном же к сериалу сложно придраться. Да, если фэнтези — не ваш любимый жанр, в «Тень и кость» вы будете входить со скрипом. Но, как только втянетесь, все 8 серий пролетят на одном дыхании. Понятно, что первый сезон со всей его смазанностью и неуверенностью в художественных решениях — это генеральная репетиция будущей премьеры.

В запасе у авторов сериала еще две книги (и здравствующая писательница, готовая дописать сюжет, как им вздумается). Если ошибки и провисания первого сезона учтутся, на наших глазах родится масштабная фэнтези-серия.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram

Фото: пресс-служба; Kinopoisk.ru

Видео: @Netflix Russia/ YouTube