Культура

Причины, по которым стоит посетить спектакль «Черный русский»

WMJ.ru побывал на первых показах мистического спектакля-триллера по мотивам повести А. С. Пушкина «Дубровский» и остался в полном восторге. Рассказываем, почему тебе хоть раз нужно наведаться в особняк Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке. Также сразу предупреждаем, что на это эстетическое удовольствие точно не стоит жалеть денег.

В Москве на днях состоялась долгожданная премьера иммерсивного спектакля «Черный русский» театральной компании Ecstátic. Звездные театралы во главе с Ксенией Собчак, Светланой Бондарчук уже оценили постановку режиссера Максима Диденко. Теперь же двери особняка Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке распахнутся для всех желающих. Итак, читай наш материал и решайся...

Равшана Куркова в спектакле «Черный русский»

Первая причина сходить на спектакль «Черный русский» — это иммерсивность. Зрители временно становятся неотъемлемой частью постановки. При входе в особняк публику делят на три группы. К слову, здесь ты ничего не решаешь (о чем тебя предупредят девушки в черном), и, если пришла с подругой, будь готова встретиться с ней только через полтора часа. Пока же твоим проводником становится один из главных героев: Дубровский, Троекуров или Маша. По сути, чем-то напоминает квест, однако без тайн и загадок, которые тебе нужно отгадывать.

Спектакль «Черный русский»

Здесь разрешено подглядывать, подслушивать, ощущать и запрещено говорить, снимать маску и трогать актеров, если они сами того не предлагают. Здесь ты невольно погружаешься в какую-то таинственную, мистическую и местами жуткую атмосферу, атмосферу триллера… Помимо того что некоторых зрителей актеры уводили играть в жмурки, кормили пельменями, сливами, виноградом, наливали водку, известны и другие случаи вовлечения публики в театральное действо. Так, на наших глазах актер Илья Дель, один из исполнителей роли Владимира Дубровского, страстно поцеловал зрительницу в губы! А все потому, что принял ее за свою Машу… Вот тебе и полная иммерсивность!

Второй причиной по списку, но не по значению назовем литературную основу спектакля — известную нам еще со школьной скамьи повесть Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Вообще, это произведение русского классика в постановке режиссера Максима Диденко сильно видоизменилось. Лишь имена героев, сюжетная линия да отдельные сцены, как флэшбеки в кино, напоминают нам о «Дубровском» Пушкина. Чего точно не стоит ждать от «Черного русского», так это последовательного пересказа повести. Однако в этом как раз и заключается прелесть спектакля.

Спектакль «Черный русский»

Третья причина — это, естественно, команда постановщиков, чьими усилиями «Черный русский» увидел-таки свет. Молодая театральная компания Ecstátic в лице продюсеров Дарьи Золотухиной и Елены Новиковой доверила режиссерское кресло номинанту «Золотой маски» Максиму Диденко. На его счету несколько громких театральных проектов, в числе которых «Пастернак. Сестра моя — жизнь» («Гоголь-Центр»), «Идиот» (Театр Наций), «Конармия» (Центр имени Вс. Мейерхольда). Продюсеры комментируют:

Мы загорелись идеей создать такой проект, в котором зритель мог бы погрузиться в другую реальность, где нет стандартных правил и четвертой стены — границы между актером и зрителем, — а есть предельно драматичная коммуникация с артистами. Возможно, даже стресс, при этом эмоциональное и яркое эстетическое переживание. Эта история работает не за счет текста, а за счет ощущений. Именно поэтому мы обратились к физическому театру как к основе действа и предложили проект Максиму Диденко, ведь все его спектакли — это территория мощного эмоционального и энергетического воздействия.

Помимо Максима Диденко были привлечены хореограф Евгений Кулагин («Машина Мюллер» Кирилла Серебренникова), композитор Иван Кушнир («Хармс. Мыр» и «Пастернак. Сестра моя – жизнь» для «Гоголь-центра»), обладательницы премии «Золотая маска» художник-постановщик Мария Трегубова и художник по костюмам Евгения Панфилова. В общем, над мистическим «Черным русским» на славу потрудились лучшие из лучших.

Ну а кто же в главных ролях? Кто будет твоим проводником по особняку Троекурова? Кого увидишь на расстоянии вытянутой руки? Конечно, без звезд не обойтись. Машу попеременно играют красавица Равшана Куркова, дебютировавшая на сцене театра «Практика» год назад, и Марина Ворожищева, которую ты могла видеть в той же «Практике» и в Театре Наций.

Равшана Куркова в промо к спектаклю «Черный русский»

Разбойника Дубровского сыграют даже три актера: Артем Ткаченко, Владимир Кошевой и Илья Дель. Помещиком Троекуровым перед тобой предстанет режиссер и создатель молодежного театра «Предел» Владимир Дель. Уникальность актерской труппы «Черного русского» в том, что нет как таковой единой труппы. В спектакль органично вписываются артисты самых разных столичных театров: Театра Наций, «Гоголь-центра», «Практики», Театра им. Пушкина, Мастерской Брусникина и других.

И напоследок признаемся: все полуторачасовое действо захватит тебя настолько, что ты потеряешь счет времени, забудешь о реальности и начнешь ощущать тревогу, жалость, злость, страдание, страх вместе с актерами. А на наш взгляд, в театре это и важно — пробуждать в зрителе эмоции и заставлять чувствовать.

Фото: Евгений Смирнов, Иван Гущин, пресс-служба