Культура

Самые эпатажные образы певицы Бьорк

Рассматриваем самые оригинальные и необычные наряды знаменитой певицы.

Верховная жрица искусства, как назвал Бьорк журнал Time, известна миру своей безудержной страстью к экспериментам — не только в родной музыкальной стихии, но и в моде. 21 ноября у самой необычной гражданки Исландии Бьорк Гудмундсдоттир день рождения, ей исполняется 51 год. По этому поводу мы решили вспомнить лучшие образы певицы. Яркие, откровенные, незабываемые — из года в год ее костюмы все больше похожи на арт-объекты, чем на традиционные концертные наряды. Не зря многие из них включили в ретроспективную выставку творчества Бьорк, которая состоялась год назад в Нью-Йорке в Музее современного искусства МоМА.

Не один критик содрогнулся, рассматривая эпатажные наряды Бьорк, так что уж говорить о простых смертных. Между тем смелая исландка, которая выросла в коммуне с родителями-хиппи, авторитетов не признает и продолжает воплощать все свои фантазии в жизнь. «Мода для меня — это фашизм. Журналы, обслуживающие моду, диктуют нам: подчиняйся, подчиняйся, подчиняйся. Самое страшное преступление, которое женщина может совершить, — надеть вещь, которая вышла из моды. Об этом пишут так, будто за это вас ждет публичная казнь на центральной площади…», — говорит Бьорк. Певица считает, что необычные визуальные образы помогают поклонникам понять смысл ее произведений и настраивают на нужную волну, вызывая правильные ассоциации. Некоторые песни нужно прослушать не один раз, чтобы понять, что к чему, а яркие эпатажные костюмы позволяют вникнуть в смысл буквально сразу. Кстати, Бьорк не пользуется услугами стилиста и создает свои образы самостоятельно. Сложные прически с косами, пучками и гипертрофированными начесами, экстравагантный мейкап и аксессуары не раз становились предметом для обсуждения искушенной публики. Может быть, даже чаще, чем ее музыкальное творчество.

Послание (1995)

Для обложки альбома Post Бьорк снялась в бумажном жакете от Хуссейна Чалаяна, стилизованном под конверт авиапочты. Кстати, певица нередко выступает в нарядах этого дизайнера и участвует в его модных показах. Альбом символизировал новую жизнь Бьорк в Лондоне. «Для меня эти песни как письмо в Исландию, на родину, как поток моих мыслей, которые я хотела бы передать своим родственникам, друзьям и близким», — так пояснила выбор сценического образа певица. В общем, не просто жакет-конверт, а целое послание.

Воин любви (1997)

В 1997 году Бьорк подружилась с Александром Маккуином, и это неудивительно, учитывая их обоюдную страсть к эпатажным образам и авангардным арт-объектам. Судьбоносная встреча положила начало плодотворной коллаборации певицы и дизайнера, которая вошла в историю моды. Усыпанное стразами лицо, платья из колокольчиков и перьев, образ гейши, деревянные крылья, космический наряд из серебряных бусин — так неудержимая игра с образами полностью захватила Бьорк. Альбом Homogenic стал манифестом нового «Я» Бьорк. С легкой руки Маккуина она предстала в виде воина, который «должен бороться не оружием, а любовью». Кстати, на похоронах легендарного дизайнера певица исполнила песню Gloomy Sunday в его платье с деревянными крыльями.

В клипе на песню Pagan Poetry Бьорк предстала в провокационном свадебном платье с лифом из жемчужных нитей от Маккуина. На спине с помощью пирсинга было воссоздано подобие корсетной шнуровки. Получилось очень эпатажно, впрочем как всегда. Песня повествует о чувствах, зародившихся между Бьорк и ее будущим мужем Мэттью Барни. По сюжету клипа певица готовится к свадьбе и первой брачной ночи с любимым. В клипе есть интимные кадры, снятые самой Бьорк, — такое вот откровенное хоум-видео. Неудивительно, что на американском MTV клип запретили к показу.

Принцесса Лебедь (2001)

В 2001 году Бьорк была номинирована на «Оскар» как лучшая актриса за роль в фильме «Танцующая в темноте» и в итоге получила вожделенную награду. На церемонии вручения она появилась в костюме лебедя от македонского дизайнера Марьян Пежоски, будущего основателя марки Kokon To Zai. Конечно, эпатажный образ никого не оставил равнодушным. Модные критики ругали платье и даже включили его в список худших нарядов в истории церемонии. Фанаты хвалили, отмечая необычную идею. Еще бы, на красной дорожке под прицелом фотокамер Бьорк даже в шутку отложила яйцо — им стал специально сшитый мешочек из ткани.

Владычица морская (2004)

Выступление Бьорк стало самым ярким событием церемонии открытия Олимпийских игр в Афинах в 2004 году. Певица по случаю даже написала песню Oceania и надела платье греческого дизайнера Софии Кокосалаки в виде океанического шельфа. Во время представления спортсмены подхватили платье Бьорк и начали медленно его разворачивать, растягивая по стадиону. Гигантский шлейф представлял собой карту мира размером практически в тысячу квадратных метров.

Дитя Гауди (2007)

Шестой студийный альбом Бьорк запомнился авангардными поп-мотивами, сотрудничеством со знаменитым продюсером Тимбалэндом и яркими образами немецкого дизайнера Бернарда Вильхельма. На заре карьеры он работал с Вивьен Вествуд и Александром Маккуином, а позже открыл собственный Модный дом и выработал оригинальный стиль: микс эклектики и ироничных заимствований. Дизайнер создал обложку Volta и несколько сценических нарядов, в том числе необычные вязаные костюмы в кислотной гамме и оригинальное платье-накидку, в котором певица выступила на фестивале Big Day Out в 2008 году. Расцветка наряда напоминала мозаики Гауди, а оригинальная меховая шапка удачно дополняла яркий псевдоэтнический образ Бьорк.

Мать-земля (2011)

Английский дизайнер Майкл ван дер Хам создал одно из платьев для тура Biophilia в 2011 году, а позже наряд Бьорк для клипа Mutual Core, который был снят в сотрудничестве с американским Музеем современного искусства (MOCA). На этот раз Бьорк предстала в образе Матери-земли, источника всего сущего. Она играла в центре вселенской песочницы, провоцируя тектонические сдвиги и извержения лавы. Все это стало метафорой человеческих отношений, в которых неизбежны свои катаклизмы. На создание спецэффектов ушло четыре месяца кропотливой работы.

Седьмой альбом Бьорк Biophilia вылился в масштабный мультимедийный арт-проект с приложениями, документальным фильмом и даже образовательной программой для исландских школьников. Бьорк исследовала природу вселенной в соприкосновении с музыкой и современными технологиями, экспериментировала со звуком. В песнях звучат басовые партии катушки Тесла, а подают голос инструменты, придуманные самой певицей, — гравитационная арфа и гамелест. Чтобы подчеркнуть авангардность альбома, Бьорк выбрала наряды бельгийского дизайнера Айрис ван Херпен, которая создает трехмерные костюмы из ультрасовременных материалов. Например, платье из переплетающихся черных шлангов, как хвосты тварей из фильма «Чужой».

Одуванчик (2013)

В 2013 году на фестивале Bonnaroo в Манчестере певица выступила в очередном творении Айрис ван Херпен — сложносочиненном платье из пластмассовых окружностей. Только на этот раз на лице у Бьорк была маска с тонкими прозрачными шипами от японского дизайнера Маико Такеда. Она была похожа на героя хоррора «Восставший из ада», скажут недоброжелатели. Нет, она была трогательна и беззащитна, как невинный одуванчик, возразим мы.

Гостья из будущего (2015)

Самый печальный и интимный, альбом Vulnicura посвящен разрыву Бьорк с мужем — современным художником Мэттью Барни. Певица призналась на своей страничке в Facebook, что Vulnicura полон горя с эмоциональной хронологией, но при этом он является наглядным пособием по «заживлению раны» (кстати, придуманное певицей слово Vulnicura так и расшифровывается). По замыслу Бьорк песни с нового альбома должны помочь слушателям пережить горе и потери. На обложке она предстала в образе гостьи из будущего, в костюме из черного латекса, будто застывшая во времени и своих переживаниях. Строгий наряд, скрывающий ее с ног до головы, защищает от немилосердного внешнего мира. Но в груди Бьорк зияет рана, символизирующая разрыв с мужем, — фактически дверь в ее внутренний мир. Драматичный образ смягчает накидка с тонкими шипами-тычинками, которая превращает певицу в хрупкий экзотический цветок.

Без кожи (2016)

В июле 2016 года в Токио прошла серия событий Вjоrk DIGIТАL — концерт в прямом эфире, на котором использовали видеопотоки кругового просмотра, так что у зрителей возникло полное ощущение присутствия на живом мероприятии. Как всегда, гвоздем программы стал образ самой певицы. Бьорк выступала в удивительной маске, созданной на основе данных, полученных при помощи 3D-сканирования ее собственного лица. Автор произведения, профессор и дизайнер Нери Оксман, назвала свое творение Rоttlaсе. По сути, это исландский термин, обозначающий «без кожи», отображение костной и мышечной системы лица Бьорк, воссозданное на 3d-принтере. Кстати, платье певицы — очень прочное и ультрагибкое — было тоже напечатано на принтере. Восторгам Бьорк не было конца: «Я невероятно довольна работой Нери Оксман и рада, что наконец могу объединить наши усилия. Нери — настоящий пионер в области захвата биологических данных, которые объединяются с 3D-технологиями. Главное, чего смогла достичь ее команда, — почувствовать мой образ и сделать маску по-настоящему изысканной».

Медуза (2016)

В сентябре Бьорк дала два концерта в Лондоне в поддержку нового альбома Vulnicura. Во время выступления в «Альберт-холле» она вышла на сцену в великолепном платье исландского дизайнера Хильдур Йеоман и маске из завитков — творении Джеймса Мерри. На создание наряда Хильдур вдохновило море и его обитатели — гирлянды, свисающие с подола платья, освещали сцену! Образ дополнил выразительный макияж Эндрю Галлимора — чего только стоят жемчужины на ресницах!

Фото: Instagram, East News, Global Look Press