Культура

Тогда и сейчас: как изменились работы fashion-фотографов для глянца с начала XX века

Индустрия печатного глянца меняется — ее главная составляющая — фотография — переходит в Интернет и социальные сети, где модели в Instagram собирают больше последователей, чем целые бренды и СМИ. А ведь некогда они считали «девушек с обложки» лишь инструментом для своей рекламы. Но с чего все начиналось? Как фотографировали пятьдесят, сто лет назад?

Первые шаги

«В начале XX века все обложки модных журналов были всего лишь иллюстрациями — эскизами художников, которые рисовали модные образы, — рассказывает Анзор Канкулов, бывший главный редактор Harper’s Bazaar, старший преподаватель школы дизайна ВШЭ, — благодаря достижениям в области фотографии произошла настоящая революция в женском глянце».

Первым лицом такой «революции» можно назвать барона Адольфа де Мейера, который в 1913 году стал первым официальным фотографом французского Vogue. Именно его называют основоположником модной фотографии. Однако не все историки согласны с этим и отдают лавры первопроходца Эдварду Штайхену, который прославился еще в начале 1900-х как самый известный фотопортретист в мире.

Фотография Адольфа де Мейера

Фотография Эдварда Штайхена

Но, независимо от того, кто был первым, их фотографии появились в ведущих модных изданиях Vogue, Harper’s Bazaar и Vanity Fair на 20 лет.

Спорт преображает моду

Модная фотография как жанр развивалась в этот период медленно, а соответствующие фотографы не работали независимо от журналов или брендов.

Сдвиги произошли в 30-е годы. «Я считаю, что фешн-фотография в привычном понимании появилась именно в этот период, — говорит Анзор. — Моделей в буквальном смысле начали выводить на улицу, чтобы делать более живые картинки в репортажном стиле».

Первым до этого додумался венгерский фотограф Мартин Мункачи, который 1936 году переехал в Нью-Йорк и устроился в штат Harper’s Bazaar. Благодаря опыту работы со спортсменами он привнес уникальную эстетику в мир моды. Начал снимать моделей на открытом воздухе, в динамичных позах на пляже, фермах, в аэропортах и на полях.

Фотография Мартина Мункачи

Что не убивает, делает нас сильнее

В 1940 году французский Vogue был вынужден приостановить свою работу из-за оккупации Франции во время войны. Однако работу продолжили американские издания того же Vogue и Harper's Bazaar. Именно в этих журналах засветилась одна из первых женщин — фешн-фотографов. Ею была Лиллиан Бассман. Она стремилась избавить фотографию от тяжести и снимала с мягким фокусом и высоким контрастом, для того времени это было рисковым экспериментом.

Фотография Лиллиан Бассман

В этот же период прославился Ричард Аведон. К середине 1950-х годов он снял ряд знаковых композиций. Одна из самых популярных, «Довима со слонами», удивительно провокационный образ, который стал самой дорогой модной фотографией, когда-либо продаваемой на аукционе. В ноябре 2010 года ее пустили с молотка за 1,15 миллиона долларов.

Джин Шримптон и Дэвид Бэйли

Стараниями Аведона, Бассман и британского фотографа Дэвида Бэйли персонаж в модной фотографии становится еще более важной фигурой. В шестидесятые годы появляются первые по-настоящему популярные модели в лице Твигги и Джин Шримптон.

До этого еще была Лорен Бэколл, которая позже стала актрисой. Но она обрела популярность именно потому, что засветилась в киноиндустрии. То же самое и с Грейс Джонс: она была моделью, а прославилась лишь благодаря тому, что работала певицей и киноактрисой,

— рассказывает Анзор Канкулов.

Лихие годы

Первые движения за права женщин и феминистический настрой в обществе в 1970-х открыли поистине интересный взгляд на фотографию: элегантные модели на абстрактном атмосферном фоне — это был новый виток в создании обложек глянцевых журналов. Сара Мун, Дебора Тербевилл и та же Лиллиан Бассман радовали поклонников модных изданий необычными фото.

Фотография Сары Мун

Однако к 80-м такая тенденция уступает более гламурной и жесткой картинке: глянцевые красные губы, джинсы на высокой талии, много кожи. «Секс продает» — это девиз того времени.

Приближение перемен

К концу 80-х парадигма начала меняться. Появлялось все больше и больше фотографов, которые работали с совершенно разными стилями и изданиями. Помимо Vogue и Harper's Bazaar популярность получают Elle, Vanity Fair, GQ и многие другие.

«Началась эпоха топ-моделей, очень значимая для индустрии. Стефани Сеймур, Линда Евангелиста, Клаудия Шиффер, Синди Кроуфорд — все они стали знаменитостями и до сих пор ими являются», — дополняет Анзор.

Фотография Питера Линдберга, модель Линда Евангелиста

Фотография Ника Найта

Технический прогресс пришел вместе с фотографом Ником Найтом. Он в 2000 году запустил собственный сайт SHOWstudio.com. Что это значит? Теперь фотографы во всем мире получили возможность работать не только в рамках заказов коммерческих клиентов, но и выставлять свое искусство на открытую продажу.

Дальше — больше. В 2010 году придумали Instagram. Модная фотография перестала появляться исключительно на страницах глянца или рекламных щитах. Многие кампании и вовсе целиком проводят съемки для «онлайна».

Фотография Мерта Аласа, модель Кендалл Дженнер

Кроме того, каждый уже может стать профессиональным фотографом, каждый может быть создателем фешн-фотографии.

У всех в руках есть фотоаппарат, и фотография стала настолько общедоступной вещью, что профессионалы вынуждены задуматься о том, как сделать свою картинку уникальной и необычной,

— говорит Анзор. «Скоро у каждого в кармане будет высококлассное оборудование. Это, с одной стороны, обесценивает фото, с другой — обнажает талант смотрящего. Теперь фотограф должен проявлять особенную смекалку, чтобы его фотография отличалась от того, что мы можем делать сами на iPhone».

Модная фотография практически полностью изменилась. Это заняло сто лет, и теперь у нее нет границ.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!

Фото: открытые интернет-источники, Instagram, МАММ, Vogue