wmj.ru
Опубликовано 03 апреля 2022, 10:00
6 мин.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

Часть 2
Бывший танцовщик и колумнист WMJ.ru Полухин Дмитрий продолжает рассказывать все о балете в алфавитном порядке.
Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»
О

о

«О» — Образ

Нынче это понятие, к сожалению, теряет актуальность в балетном искусстве. Образ — самое главное, что нужно передать в спектакле. Рассказать историю персонажа, перевоплотившись в его образ. Сейчас балет стал граничить с гимнастикой или цирком, и основными критериями становятся количество выполненных трюков, высота поднятых ног и высота прыжков, исполняемых на сцене. Изначально балет как вид искусства вообще был лишен того изобилия технических изысков, что есть сейчас, и был гораздо более наполненным художественно, нежели сегодня.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Красные башмачки»

П

п

«П» — Пачка

Главный и самый традиционный «примский» балетный костюм. Состоит он из лифа, о котором мы говорили выше, и накрахмаленной до хруста «стоячей» юбки, которая полностью открывает ноги, давая абсолютную свободу движения.

Декор пачек, как правило, различается цветом верхнего материала и «обшивкой» — бутафорскими камнями и драгоценностями. Правда, некоторые особо состоятельные балерины иногда расшивали свои пачки и настоящими драгоценностями. Да, бывало и такое.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Большой»

Р

р

«Р» — Репетиции

Те процессы, когда создаются и доводятся до презентабельного вида спектакли и номера. Постановочные процессы поначалу имеют больше творческий характер — автор-хореограф показывает и разучивает с артистами придуманную им хореографию. После того как хореографический текст поставлен, начинаются репетиции, на которых происходит повторение танцев и исправление ошибок — монотонная и мало кому интересная работа. Но без этого никак.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Черный лебедь»

С

с

«С» — Силы

Главный ресурс, который перманентно в дефиците у всех артистов балета. Речь идет как о физических силах, так и о ментальных.

Восстанавливается каждый по-разному: кто-то находит для себя различные духовные и телесные восстановительные практики, а кто-то тусуется в барах и снимает напряжение коктейлями. В любом случае выходной в театре — один в неделю, и отпуск длится в лучшем случае две-три недели. Так что нехватка ресурсов — обычное состояние в профессии.

Т

т

«Т» — Травмы

Мелкие — случаются почти каждый день. Вывихнуть, подвернуть ногу, удариться о партнера — обычные рутинные вещи. Но иногда случаются и буквально фатальные исходы. Самые неприятные вещи связаны с разрывами связок в ногах, переломами костей и с позвоночником. В идеальном мире, конечно, во всех балетных заведениях должны базироваться врачи для оказания первой помощи, но пока это непозволительная роскошь, и в случаях серьезных травм артистов увозят на карете скорой помощи прямо на хирургический стол. Так однажды было и со мной, но это другая история.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Девочка»

У

у

«У» — Учеба

«Если тебя хорошо выучили, считай — дело в шляпе», — именно такое мнение бытует в балетном мире. Поэтому к вопросу образования отношение очень трепетное. Дело в том, что профессия напрямую связана с телом и телесностью, которую для достижения наивысших результатов нужно воспитывать с раннего детства. Соответственно, очень многое зависит от того, кто и в каких условиях будет взращивать юный талант. Лучшими учебными заведениями в мире считаются две отечественные академии: Московская (которую окончил я) и Питерская — Академия Русского Балета имени Вагановой.

Также сильными школами считаются Датская, Парижская и Лондонская.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Девочка»

Ф

ф

«Ф» — Фуэте

32 — не больше не меньше. Элемент считается апофеозом женского технического исполнения классической хореографии и используется практически во всех главных женских партиях.

Особые виртуозки усложняют себе задачи и крутят фуэте «по точкам», добавляют движения в руках или крутят вместо одинарных вращений двойные. В школьной программе фуэте начинают изучать и практиковать на шестом году обучения, чтобы на восьмом, выпускном, исполнить его на главном государственном экзамене по классическому танцу или на выпускном спектакле.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Pexels / Anastasia Shuraeva

Х

х

«Х» — Характер

Базовая необходимая вещь любого человека, вступившего в серьезную индустрию, будь то профессиональный спорт или балет.

Каждый день сражаться с собственным телом и собственными возможностями, расширяя и улучшая их — дело невыносимо сложное, а порой может показаться, что и вовсе невозможное.

Несгибаемый характер и поддержка близких — вот что помогает не опускать руки в сложных профессиональных ситуациях.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Большой»

Ц

ц

«Ц» — Цели

В балетном мире чаще оправдывают средства. Одержимые мечтами девушки и юноши сегодня готовы на все, чтобы получить заветную роль в заветном спектакле и наконец реализовать свои цели. Но двигаться к намеченной точке учат с самого детства: сначала нужно сделать одно движение, потом к нему добавить второе, так и дойдешь до конца — никак иначе.

Постановка и достижение целей помогает не рассыпаться по пустякам и служит дополнительной крепкой мотивацией в моменты психологически напряженных моментов.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Поворотный пункт»

Ч

ч

«Ч» — Чистота исполнения

Чего пытаются добиться педагоги-репетиторы в балетных залах на репетициях — кристально чистого исполнения хореографического текста. Чтобы это было красиво — это должно быть исполнено по всем правилам, едино (если танцует или репетирует кордебалет) и что немаловажно — точно в такт музыке.

Ш

ш

«Ш» — Шпильки

От десяти штук и практически до бесконечного количества могут находится в прическе балерины во время спектакля. Все зависит от сложности придуманного образа. Обычный балетный пучок закалывается как раз десятью-двенадцатью шпильками, в то время как в высокие прически артистов миманса или кордебалета (если это не парик) могут зайти и все пятьдесят.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Большой»

Щ

щ

«Щ» — «Щелкунчик»

Заглавный, самый кассовый и один из самых популярных балетных спектаклей, о котором я более подробно рассказывал в одном из своих предыдущих материалов. Рискну сказать, что Щелкунчик имеется в репертуаре каждого академического театра и во всех гастрольных коллективах.

Количество сыгранных спектаклей за сезон может переваливать за отметку в 50 — настолько велик спрос на рождественскую сказку о чудесах, детских грезах и любви.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Щелкунчик»

Э

э

«Э» — Эволюция

Единственный путь к успеху в профессии. Шаг за шагом, повтор за повтором, исправляя ошибки — развивать физические данные и двигаться вперед к новым вершинам.

Часто бывают такие случаи, что, достигнув определенных успехов, артист теряет мотивацию и в лучшем случае остается на одном месте, в худшем — со временем теряет и его.

Так что всегда нужно оставаться «голодным» до новых достижений и помнить механизм эволюции, который подразумевает под собой перманентную динамику.

Ю

ю

«Ю» — Юбки

С самого первого класса академии юбка — обязательный атрибут формы для специальных предметов.

И если в академии юбки у всех девушек в классе одинаковые, то в театре этот предмет одежды превращается практически в заглавный элемент самовыражения.

Обычно экспериментируют с длиной, материалами и принтами.

Травмы, «Щелкунчик», язык тела. Балет от «А» до «Я»

© Кадр из фильма «Анна Павлова»

Я

я

«Я» — Язык тела

Все искусство балета базируется в конечном итоге на языке тела. Ему обучают в академии и им же пользуются в работе в театре.

Чем большим диапазоном обладает артист — тем он сильнее, статуснее и востребованнее. Именно поэтому в профессии так ценится взаимодействие с разными балетными школами, разными стилями, авторами хореографии и разными направлениями.

Большинство артистов скажут, что стараются каждый день учиться, впитывать в себя новые техники, новые знания, чтобы расширить свой диапазон языка тела для исполнения новых ролей в новых спектаклях.

Фото: Кадры из фильмов «Красные башмачки», «Большой», «Черный лебедь», «Девочка», «Поворотный пункт», «Щелкунчик» и «Анна Павлова», Pexels / Anastasia Shuraeva