wmj.ru
Опубликовано 10 сентября 2009, 04:00

«Его величество» Карл Лагерфельд, кайзер haute couture

Дизайнер, фотограф, парфюмер и коллекционер, в свои 76 лет он остается на пике интеллектуальной формы и даже не думает уходить на покой.
Карл Лагерфельд

Карл Лагерфельд

Не каждая знаменитость может похвастаться таким количеством неофициальных титулов, как дизайнер Карл Лагерфельд. За потрясающую работоспособность и многогранность таланта его называют Карлом Великим. За эксцентричность – мастером мистификации. За верное служение fashion-искусству на протяжении полувека – гением, гуру, маэстро, кайзером, императором, магнатом современной мировой моды.

С 1983 года Лагерфельд является бессменным креативным директором Дома моды Chanel, с 1984 года параллельно выпускает коллекции под собственным именем KL и KL by Karl Lagerfeld. А еще он успешный парфюмер, фотограф, галерист, издатель, коллекционер, признанный открыватель новых талантов. Именно Лагерфельд заметил на подиуме совсем юную Клаудию Шиффер, именно он разглядел стильную фотогеничность двух известных британок – певицы Лили Аллен и актрисы Эммы Уотсон.

Неутомимый Карл успевает всюду. В 2009 году он выступил в амплуа архитектора - разработал проект восьмидесяти роскошных вилл в Дубае. Летом этого же года на французский экран вышел полнометражный мультфильм «Шпионки» (Totally Spies), в котором Лагерфельд озвучил одного из персонажей, коварного злодея.

Прославленный дизайнер создает более десяти коллекций в год – в среднем это две с половиной тысячи эскизов ежегодно или более семи моделей ежедневно. Он работает по двадцать часов в сутки, а спит лишь четыре часа в день. При этом Лагерфельд несмотря на возраст находится в отличной физической и творческой форме.

В интервью он не раз говорил о том, что его работоспособность – не только природные задатки, но и результат здорового образа жизни (кайзер от моды не пьет и не курит), целеустремленности, умения ни о чем не жалеть и жить настоящим. «Причина моего успеха – желание всегда идти вперед, опережая время. Творчество, работа и личная жизнь для меня - единое целое. Каждое мое достижение – произведение моих рук, и поэтому я счастлив».

Карл Лагерфельд

Карл Лагерфельд

Долгое время кутюрье утверждал, что родился в1938 году. Однако накануне его шестидесятипятилетия немецкие таблоидывзорвались сенсацией: Лагерфельд лукавит! Журналисты отыскали метрику, согласнокоторой он на пять лет старше, чем говорит. В ответ Лагерфельд, не смущаясь,заявил: «Если мне на самом деле семьдесят, то это даже лучше. В этом случае япросто феномен природы... Я не считаю себя молодым человеком, я считаю, что ячеловек без возраста».

Итак, год 1933-й. Маэстро мировой моды Карл Отто Лагерфельд родился 10 сентября в Гамбурге, в семье банковского служащего. Лагерфельды жили вдостатке, имея капитал, заработанный на поставках консервированного молока вЕвропу. Деньги отца и заботы матери, утонченной аристократки, позволилимальчику получить классическое образование. Он много читал, в совершенствеовладел английским, итальянским и французским языками.

Открыть художественный дар юному Карлу помогла музыка.Игра на пианино не давалась Карлу: терзая инструмент, мальчик только мучил себяи близких. Лагерфельд позднее вспоминал: «Однажды мама, не выдержав, захлопнулакрышку инструмента и сказала: «Тебе следует заняться рисунком – это, во всякомслучае, не производит столько шума». Занятия рисованием решено было продолжитьв престижном учебном заведении. В 1952 году отпрыск Лагерфельдов покинул отчийдом и отправился в Париж учиться в лицее Монтэнь при Синдикате высокой моды.Однокашником Карла стал другой будущий кутюрье – Ив Сен-Лоран.

В 1954 году Лагерфельд получил первую премию вконкурсе, организованном Международным синдикатом шерсти. Жюри в лице именитыхмэтров Юбера Живанши, Пьера Бальмана и Кристиана Диора выбрало предложенныйКарлом эскиз пальто как лучший, а вскоре Бальман пригласил талантливогодебютанта работать в его студии. Три года, проведенные там, стали дляЛагерфельда школой профессионального мастерства, дали доскональное знание мирамоды.

Карл Лагерфельд

Карл Лагерфельд

ПокинувБальмана, Лагерфельд в 1958–1963годах работал арт-директором Дома моды Жана Пату (Jean Patou). В том же1963-м дизайнер решился на смелый поступок, вызвавший восхищенную завистьколлег по цеху и до сих пор не имеющий прецедентов. Лагерфельд начал сотрудничатьсразу с четырьмя Домами моды – Chloe, Krizia, Charles Laurdan и Fendi, создаваяабсолютно разные, сохраняющие стиль каждого бренда, коллекции.

Но,возможно, одним из самых важных событий в жизни Лагерфельда стало приглашениезанять пост креативного директора Дома моды Chanel. В 1980-е прославленный Домпереживал не лучшие времена, теряя клиентов, страдая от эпигонства и подделок. Лагерфельдтворчески воспринял и переосмыслил наследие Великой Мадемуазель, предложив вариант неоклассики: «Chanel– это идея, полная жизни, концепция, которой мы можем пользоваться сегодня, ноей нужно придать дух настоящего момента, забыв об уважении. Уважениеавторитетов в моде – это конец моды».

«Омоложение»вышло радикальным. Лагерфельд началс того, что выпустил коллекцию костюмов с короткими жакетами и мини-юбками,которых Коко не признавала. Но с помощью ключевых элементов ее стиля – канта,металлических пуговиц и цепочек – он придавал облик «от Chanel»любой вещи. Так в коллекциях модного дома появились костюмы из джинсовой ткании кожи, трикотажные платья-майки с надписями, рокерские кожаные куртки, ансамблитрадиционных жакетов с мужским нижним бельем и жакетов из блестящей ткани соблегающими штанами велосипедиста, бюстье из твида в сочетании с шортами,кроссовки и колготки с логотипом.

Превращениястиля Chanel продолжаются. На последней Парижской неделе высокой моды –2009 Лагерфельд представил брючные костюмы-фраки, твидовые жакеты на крупныхпуговицах, декадентские платья с «дымкой» и меховой отделкой декольте в духецарской России.

Карл Лагерфельд

Карл Лагерфельд

Именныеколлекции Лагерфельда KL и KL by KarlLagerfeld отличает смешение стилей, свободная игра с деталями ипропорциями, пародирование классических форм. Кутюрье склонен к провокациям нетолько в творчестве. За тщательно выверенный и годами не меняющийся облик его называют «странствующим фирменнымзнаком»: темные очки, веер в руках, напудренные белые волосы с косичкой а ляБетховен, высокий стоячий воротничок, облегающие джинсы и каблуки – вотобраз, в котором Лагерфельд неизменно появляется на публике.

Кромемоды, сердце великого маэстро отдано трем изысканным страстям – фотографии,парфюмерии и коллекционированию книг. Однажды он сказал, что видит мир словносквозь линзу фотоаппарата, которая особым образом изменяет реальность. ФотоискусствомЛагерфельд увлекся в 1987 году, ихобби вскоре стало профессией. На счету кутюрье две престижные награды:премия Lucky Strike Designer Award, полученная в 1993 году и приз Немецкого обществафотографии, которогодизайнер удостоился в 1996-м. Лагерфельд снимает всерекламные кампании собственных коллекций, а также коллекций Chanel, Fendi, MaisonMichel и многих других Домов моды.

«Дляменя нет большего удовольствия, чем собирать аромат – нотка к нотке, создаваяте или иные сочетания и обдумывая, как определенный акцент может отобразитьсяна человеческих чувствах. Я не могу отделить создание аромата от разработкиколлекции: и то и другое – части единого целого», – признается дизайнер. Егоавторству принадлежат такие известные ароматы, как Parfumes Lagerfeld для Chloe,Lagerfeld Photo, KL, Sun MoonStars, Jako.

Третьястрасть мэтра – книги. Он собирает старинные фолианты, лучшие издания любимыхавторов по всему миру. С частью роскошной библиотеки он все же смог расстаться,продав в 2000 году на аукционе Christie's несколько книг о французском искусствеXVIII века.

В76 лет великий кайзер Лагерфельд по-прежнему молод душой и полон творческихпланов. И он несомненно удивит нас чем-то совершенно новым на ближайшем модномпоказе.