27 мая 2018 00:30

Личная история: как я уехала из Саратова и в 27 лет создала ресторанную империю на чистом энтузиазме

Василиса Волкова — бизнесвумен и уникальное исключение для ресторанного бизнеса в Москве. В столице можно насчитать не более пяти женщин, занимающихся сферой общепита, и Василиса — одна из них, при этом самая молодая. В 27 лет она владеет пятью ресторанными проектами, а теперь в своей личной истории для WMJ.ru рассказывает, как она этого добилась и что собирается делать дальше.

Василиса Волкова

руководитель ресторанной компании «С.И.Д.Р. Групп»

Небольшой дисклеймер. Почему я вообще полюбила ресторанный бизнес? Это интересная сфера, в которой уживаются как увлечение предпринимательством, так и любовь к гастрономии. Я не могу сказать, что обожаю готовить, но быть гурманом и дегустировать — моя страсть, которая удачно сочетается с умением создавать и придумывать новые проекты.

Я родилась в простой семье в Саратове. Мама была врачом, папа — военный, из-за его работы переехали во Владимирскую область, в чудесный военный городок Радужный, его еще называют Владимир-30. Детство провела там же, а в школе была круглой отличницей, наверное, поэтому в университете не отличалась особым упорством — после школы надоело быть слишком правильной. В итоге наперекор маме, которая мечтала, чтобы я училась в меде и продолжила династию врачей, поступила в РГСУ. Забавно, но, видимо, уже наперекор себе не ужилась там и перешла в университет имени Плеханова.

Доучилась, но с трудом, потому что в 18 лет захотелось зарабатывать денег, и параллельно с учебой начала работать администратором в салоне красоты. После чего попала вечерним секретарем в электроэнергетическую компанию, где и произошел переломный момент.

Нас курировал помощник владельца бизнеса. Я каждый день видела, как он, в отличие от нас, не сидел целыми днями на одном месте, постоянно был в движении, выполнял увлекательные задачи: командировки, бизнес-планирование, встречи с интересными людьми. Я загорелась идеей стать помощником и через некоторое время уже перешла работать ассистентом по бизнесу одного ресторатора.

Есть такой фильм — «Всегда говори "да"» с Джимом Керри, и у нас была такая поговорка: сначала согласись, а потом подумаем, что с этим делать.

У него, помимо ресторанов, была индюшачья ферма (да-да!), и в основном мне приходилось заниматься ею (смеется). Зато зарплата была во много раз больше, и меня даже отправили учить английский в Лондон.

Конечно, тогда я еще не была полноценным исполнителем, не участвовала в стратегических решениях, на тот момент мне было 20 лет. Ну какой уж тут бизнес — рано.

Зато после двух лет работы много чему научилась, и меня заметили в одной фармацевтической компании. Предложили позицию помощника президента с большой зарплатой — от такого не отказываются.

Сфера была связана с личными поручениями. Ездила в зарубежные командировки, организовывала встречи на высшем уровне — все как мечтала. Чем еще интересна такая работа — учишься многозадачности: организовывать свое, чужое время, всегда быть на связи.

Все это очень пригодилось: заведения, которыми я управляю, вечерние, и, если работники пишут мне в пятницу в три ночи — я отвечу.

Работая простым ассистентом, я получила принципиально важный навык: не распыляться на второстепенные дела, правильно расставлять приоритеты.

Отступление: везде я работала по полтора-два года. Почему так? За два месяца ты адаптируешься, за полгода с высоким ритмом жизни ощущаешь, что проработал будто три, а еще через год четко понимаешь свои дальнейшие планы: можешь ты развиваться здесь или нет? Так и я осознала, что помощником быть не хочу.

Желание постоянно участвовать в чем-то новом — вот что отличает всех успешных людей, с которыми я знакома. Мы не боимся делать ошибки, не боимся мыслить неординарно.

Решила, что хочу развиваться в бизнесе, и ушла в банк… Да, вот так не совсем логично. Подстегнуло то, что позвали на хорошую позицию, появилась возможность детально изучить работу с финансами.

Кроме того, именно в банке я получила бесценный опыт: научилась грамотно писать деловые письма. Нормальная практика, когда на одно сообщение уходит по тридцать минут. Можно поменять слова местами, и получается уже совершенно другой смысл.

Можно унизить человека, возвысить его, поменяв одну запятую.

Как ты поняла, такие знания и сейчас работают на меня. Особенно если общаешься с людьми из этих структур — для них важно, когда переписываешься на их же языке.

«Ну так где рестораны и большой бизнес?» — вероятно, думаешь ты. Все-все, мы подошли к сути.

Мне, признаюсь честно, надоело, что в крупных компаниях я трудилась над проектами, которые сработают только в следующие 10-15 лет. Мне хотелось видеть результат здесь и сейчас. По счастливому стечению обстоятельств в тот период я встретила отличного бизнес-партнера, который поддержал мою идею открыть ресторан. Сошлись на баре в элегантном английском стиле. Так появился Queen V.

Мы запустились, но, как это обычно бывает, первый блин комом. Персонал оказался недостаточно квалифицированным, а я это вовремя не поняла. Хотя на старте отзывы были и хорошие, сохранить качество мы не сумели.

Вообще, после перехода из банка в рестораны у меня был шок: здесь нет никакой корпоративной культуры.

К слову, о трудностях: в 2015 году в баре Queen V мы открыли веранду, на которую потратили немало денег, а через две недели пришло сообщение, что в связи с запуском государственной программы «Моя улица» веранду нужно демонтировать, на что денег потратили не меньше.

Это было три года назад (сейчас сделали ребрендинг, и теперь на месте Queen V новый проект — «Крым мой», открылся совсем недавно).

После Queen V решили вложиться в более мощную идею и построили бар «Кот Шредингера». И тут бомбануло. Мы попали в волну, и народ повалил. Как говорится, машина поехала. Следующие проекты открывать было гораздо легче.

Захотелось запускать все больше и больше ресторанов. Я влилась и уже точно знала, какой персонал подбирать, с какими поставками работать, какие знакомства заводить. Сейчас, помимо «Шредингера» и «Крыма», я с любовью управляю баром «Нэко» с японскими напитками и едой и совершенно новым для меня форматом — караоке «Синематограф». При управлении такой компанией надо рассчитывать только на себя. На блюдечке с голубой каемочкой тебе никто и ничего не принесет. А если и принесет в начале, для развития нужно прикладывать усилия. Титанические.

За каждым успехом стоит труд, ежедневный и ежечасный.

И останавливаться мы не собираемся. Планов много, сейчас надо развить проекты «Нэко» и «Крым мой», которые только-только отпраздновали официальное открытие. Наверняка запустим кейтеринговое направление. Совсем скоро мы удивим город тайским баром и первой вермутерией!

Откроемся еще, и не раз.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в Одноклассниках, Facebook, ВКонтакте, Instagram и Telegram!

Фото: пресс-служба, открытые интернет-источники, Shutterstock/VOSTOCK

Расскажите друзьям