«Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Однажды в… Голливуде»: чем восхищают фильмы Квентина Тарантино
Когда мы смотрим кино, чаще всего обращаем внимание на то, что возникает перед нашими глазами: отмечаем игру актеров, работу оператора и монтаж фильма. Но упускаем вклад главного человека, находящегося по другую сторону камеры, — режиссера. Мы решили разобрать фильмографии самых успешных и самобытных режиссеров современности и объясняем, почему уже сейчас очевидно, что эти картины войдут в историю.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2020/05/15/12/3910850/c6f2217f83820cd3b247d59a9660c460842cede6.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910851/810443366f8c46ad86ac3a4ac2ca7a8f6dc88dd2.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910853/fbf15bc6c41d6bd6d8dd23640a8bc780fa533ef1.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910854/a50281becf4771f9694fc06830cf46369977534b.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910858/77ef72d62332685090a8dc613aebe0bb65ffe6a7.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910859/5050ae3a4630329a6af966723e6ab873c881c0e2.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910860/306bd917cb9d92b3a2b43c1ef23187ba2aad7e98.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910863/d7f71c0165e13150e9b2c10f2d01a4e23517543e.jpg)
/imgs/2020/05/15/12/3910862/9df25708df29be83d2ee5103bbf3db38778d91a9.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910864/efcabfb9cbfa02e271b1249310da6c4d9aaf15c7.jpeg)
/imgs/2020/05/15/13/3910865/7125bf2dfcd0f6eee9a3509a4c00881dc2262f49.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910866/8c88ea65d184d3455ebced638754d74378290e07.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910867/3fb889373aa8a88a74089393406e385f41c5a4b6.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910868/d9f294831e4c491b98c6e6999327d1067861e601.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910869/a95e73bba50a25a6a87b5b8da7acc3b646dde3ed.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910870/02e32564691e79ffb01d836a8e284ec24482f095.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910871/46ce16798ef215b9abc36560dd8f7578cede439d.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910874/3e49607e9395761890bd2d0662cc85d010250f4e.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910873/6678001baad1d416d1c850520f5687ae73f94417.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910872/7282429682a7027ff8e15016a8427c610c59e54a.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910878/2a719ae1320e07cd3d42b183ba1261b6b0f4d711.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910877/431af18bda8c57b0da86a736c5c7ad8692594e22.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910875/6cb032e1df68fad1218498b120eb86834161cb82.jpg)
/imgs/2020/05/15/13/3910876/64c7af50a57f7caef5d1530799688a0c1f4d0452.jpg)
Квентин Тарантино
Global Look Press
Начало карьеры: вместо учебников — работа в видеопрокате
Квентин Тарантино
Тарантино никогда не скрывал, что не имеет специального режиссерского и сценаристского образования. По его словам, лишь однажды он купил книгу, в которой шла речь о том, как продать свой фильм киностудии, но чтиво оказалось настолько поверхностным и скучным, что будущий обладатель «Оскара» издание выкинул. Главными учителями Квентина стали картины прошлых лет, к которым он имел безграничный доступ благодаря работе в видеопрокате и которые пересматривал бесчисленное количество раз. Собственно, сейчас режиссер признается, что культура пересмотра фильмов уходит в прошлое: перегруженный контентом зритель едва находит время, чтобы увидеть премьерные проекты, а уж возвращаться к любимым картинам — завидная роскошь.
Кадр из фильма «Бешеные псы»
Первый успех и заигрывание с ожиданиями публики
Несмотря на существование двух любительских фильмов, отсчет в своей фильмографии Тарантино просит вести с криминальной драмы «Бешеные псы». Для американского режиссера этот момент принципиален, ведь, как он сам признался журналистам, всего Квентин намерен снять 10 фильмов, а потом уйдет на заслуженный отдых.
«Бешеные псы» почти камерная история одного ограбления, объединившего незнакомых между собой преступников, в числе которых оказался предатель. Казалось бы, идеально спланированное преступление в какой-то момент превращается в беспощадную кровавую бойню, устроенную самими участниками истории. Уже в этой ленте отчетливо заметна любовь Тарантино к кино: на экране то и дело появляются так называемые оммажи (копирование сцены) и пастижи (имитация стиля). Так, в одной из самых знаменитых сцен фильма герои выстраиваются в «мексиканскую дуэль» — конфликт трех героев, в котором первый стреляющий не имеет преимущество, так как если первый участник выстрелит во второго, то третий успеет выстрелить в первого и таким образом выиграет. Чаще всего подобный прием встречается в спагетти-вестернах, которые так любит Тарантино.
Кадр из фильма «Бешеные псы»
Отсылки к известным фильмам и «ювелирные» диалоги
В своих последующих картинах синефил Квентин только увеличил количество цитат и отсылок к классическим лентам, на которых вырос сам. В беседах с журналистами Тарантино честно признается, что крадет те или иные художественные решения для своих историй (а иногда и с точностью копирует целые сцены), но делает это осознанно. По его словам, таким образом он отдает дань легендарным фильмам и вообще уверен, что «идея воровства» лежит в основе созидания чего бы то ни было.
В 1994 году на экраны выходит «Криминальное чтиво» — своеобразный сборник из нескольких историй, герои которых так или иначе пересекаются на экране. Тогда еще только начинающий режиссер сумел талантливо соединить мрачную love story, криминальные разборки и историю о мести. Пока лента триумфально шествовала по мировым фестивалям и кинотеатрам, Квентин постепенно и сам приближался к статусу культового режиссера, умело заигрывающего с внимательной публикой.
Еще одной отличительной чертой фильма стали его диалоги. Герои истории вперемешку беседуют о гастрономических нюансах блюд в разных странах, киноиндустрии и слушают семейные легенды об отцовских часах, которые «пережили» войну и должны быть сохранены как самая важная ценность. Речь героев четко выверена и просчитана — никогда в фильмах Тарантино они не болтают просто так. Каждая озвученная в кадре мысль — значимый кирпичик в фундаменте всего фильма. Иногда в этих беседах раскрываются сами персонажи и их предыстория, а иногда беседа отражает окружающий их мир с частыми отсылками к поп-культуре и истории.
Особое внимание к музыке, гротескность персонажей и черный юмор
Герои Тарантино от фильма к фильму становятся все более гротескными и киношными — в жизни такие люди тоже встречаются, но кажутся скорее чудаковатыми, в то время как персонажи Квентина притягивают внимание зрителей и умудряются не переборщить своей «странностью». Необычным у режиссера получается и юмор. Часто в уста своих героев он вкладывает шутки, которые понятны либо зрителям, также взращенным на массовой культуре, либо ценителям черного юмора. Кажется, что персонажи шутят дерзко и часто переходят черту дозволенного, но удивительное дело — то, что едва бы простили другим кинематографистам, Тарантино сходит с рук. Все потому, что сам автор остается честным со своей аудиторией, как бы говоря ей: «Да, я сейчас немного перегну палку, но это продлится всего минуту, да и где еще вы сможете так посмеяться над подобными запрещенными темами?»
Как и в «Криминальном чтиве», в последующих фильмах «Джеки Браун», дилогии «Убить Билла», «Доказательстве смерти» и «Омерзительной восьмерке» Тарантино старается дать отсылку к целому киножанру, в чем ему помогает стилистика съемки и монтажа, а также грамотно подобранный саундтрек. Каждая картина Квентина подобна музыкальной шкатулке, на дне которой спрятаны как популярные хиты, так и малоизвестные композиции, которые получают вторую жизнь благодаря выбору режиссера.
Ума Турман и Квентин Тарантино на съемках фильма «Убить Билла»
Любовь к переписыванию истории
В своих более поздних работах Тарантино любит играть в альтернативную историю. Так, в его «Бесславных ублюдках» Гитлер погибает раньше своего часа во время пожара в кинотеатре, а группа головорезов настигает нацистского офицера, которого ждет издевательское возмездие. В «Джанго освобожденном» главный герой — темнокожий раб обретает заветную свободу и даже наказывает своих белых обидчиков. Ситуация, которую сложно было бы даже постараться представить в то время.
Но дальше всего Квентин заходит в своей девятой картине «Однажды в… Голливуде». Автор воспевает ушедшую эпоху и переписывает курс, по которому будет развиваться дальнейшая история. В его трактовке на «фабрике грез» вместе сосуществуют реальные и вымышленные герои, которые будто обманывают свою судьбу. Шэрон Тейт не будет убита приверженцами секты Чарльза Мэнсона, Брюс Ли карикатурно побит американским каскадером, а голливудские звезды продолжат сиять так же ярко, как и прежде.
Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»
На сегодняшний день фильмография режиссера насчитывает уже 9 картин. Если Квентин останется верным собственным заявлениям, в запасе у него остался всего один фильм. Пока пресса теряется в догадках и путается в собственных показаниях, сам Тарантино хранит молчание. Некоторое время назад автор лишь оговорился, что засматривается на жанр триллера, но итоговое решение держит в тайне.
В любом случае, какой выбор ни сделает Тарантино, поклонникам стоит ожидать эксцентричную, взвешенную историю с особой атмосферой внутри, ведь таков стиль режиссера — удивлять и шокировать одновременно.
Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram
Фото: DAVID SWANSON, CHRISTIAN MONTERROSA/ EPA, AdMedia, Ik Aldama, Lavinia Fontana/Geisler-Fotopres/ Global Look Press, Instagram, Kinopoisk.ru
Видео: YouTube.com