wmj.ru
Опубликовано 03 февраля 2021, 00:48

Главная красавица Чукотки гоняет на байдарках из моржовых шкур и растит дочек

В 2019 году в Чукотском районе прошел первый конкурс «Лыгиневыскет Ныгтинкин», что в переводе означает «Чукотская красавица».

Победительница конкурса Татьяна Куланова на конкурсе представляла село Лаврентия. Однако после победы она не уехала из маленького села, где живет и сейчас, а работает, как женщина рассказала в беседе с изданием «Лента», не медиаперсоной, а ведущим инспектором службы занятости. Живет она с мужем и двумя дочками Варварой и Миланой.

30-летняя Татьяна старается сохранять народные чукотские умения и традиции. Она и сейчас вышивает по коже и меху, пускай только для себя и для своих близких. Других девушек, владеющих чукотской вышивкой, остались единицы. Уходит и чукотский язык: родители Татьяны говорили только на русском, в школе чукотский не преподавали, бабушки и дедушки, говорившие на чукотском, уходят в мир иной. Когда на конкурсе нужно было показать истинно чукотские умения, мама научила Татьяну готовить некоторые национальные блюда, а отец показал, как ходить на снегоступах.

Последние десять лет Татьяна участвует в соревнованиях по национальному виду спорта — гребле на байдарках из сшитых моржовых шкур. Гонять на байдарках нелегко, но занимающиеся этим спортом девушки справляются.

У нас же тут есть женская команда: семь человек — шесть гребцов и один рулевой. По каждому борту сидят по три гребца, у каждого гребца — по одному полутораметровому веслу. Вот и я гребу. Наша дистанция — 10 километров по морю: пять туда, пять обратно. Выносливость для этого большая нужна, потому что и спина может болеть, и дыхание сбиваться, а деваться некуда. Бывает, девчонки выходят на берег и плачут оттого, что спину и ноги разрывает и ладони все в мозолях. Но что не сделаешь ради азарта!

— говорит она. Соперников, правда, с годами становится меньше: поселки и села исчезают. Татьяна уверена: поселок Лаврентия эта участь минует. «Скоро здесь откроют курятник. Здесь строят дома, ремонтируют дороги, к нам каждый год туристы приезжают на лайнере — раза три-четыре за лето, ходят, смотрят, а мы их кормим и концерты национальные для них устраиваем», — рассказывает Татьяна. Лаврентия далеко от мира: до ближайшего города Анадыря лететь отсюда почти два часа, до ближайшего села Лорино ехать 47 километров. В юности Татьяна мечтала уехать в Анадырь, но родители не пустили. А вот дочек первая красавица Чукотки, если захотят уехать, держать не будет. «Но только при одном условии: если мы с мужем сможем купить им в городе квартиру. Захотят выйти замуж не за своего, не за чукчу — и это пожалуйста», — признается она. Кстати, в любви на чукотском объясниться трудно.

У нас, у чукчей, слова такого нет. И «люблю» — тоже нет. Его заменяют другие глаголы. Так что мужу моему пришлось мне в любви на русском объясняться,

— объясняет Татьяна. А мечтает она построить дом здесь же, в Лаврентия, чтобы хватило места и ей с мужем, и детям. Земля уже куплена, осталось купить во Владивостоке готовый дом, разобрать его, привезти пароходом и собрать на месте. «Это и сложно, и долго, и очень дорого, но я уверена, что у нас все получится!» — верит красавица.

Ранее WMJ.ru рассказывал, как ведет семейную жизнь и ухаживает за дочкой обездвиженная мама на инвалидной коляске.

Подписывайся на страницы WMJ.ru в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Instagram и Telegram

Фото: @tanyaeineucheivuna / Instagram