wmj.ru
Опубликовано 29 июля 2011, 10:38

Методики развития детей: готовим ребенка в школу

Мы собрали 5 методик, которые помогут малышам достичь необходимого уровня развития по достижении школьного возраста.

Хочешь воспитать своего ребенкане просто хорошим человеком, но и одаренным? Заниматься обучением малыша желательно с раннего возраста, чтобы в будущем не упустить полезное время. Мы собрали 5 методик раннего развития детей, которые помогут малышам достичь необходимого уровня по достижении школьного возраста.

Методика развития детей по Марии Монтессори

Эта методика развития пользуется большой популярностью, так как ребенок получает возможность развиваться без насилия над его интеллектуальными и физическими возможностями.

Мария Монтессори, итальянский педагог, ученый и философ, считала, что задача педагогов и родителей – стимулировать интерес малышак изучению окружающего мира при помощи всего, что его окружает. Отличительная особенность этой методики развития – взрослый не направляет ребенка, не руководит им, а помогает как друг и сверстник. Поэтому не нужно приобретать специальные развивающие игры – в дело пойдут все предметы, которые находятся под рукой. Интересно то, что нет необходимости делить детей по возрастным группам. Малыши делают все упражнениявместе с детьми постарше и перенимают их знания.

Идеальная методика развития детей Марии Монтессори выглядит так:

  1. Ребенок имеет возможность активно двигаться и в игровой форме заниматься физическими упражнениями.

  2. В игровой форме малыш изучает такие науки, как математика, чтение, письмо, география и т. д.

  3. Путем изучения окружающих предметов дети узнают о разных формах вещей, их размерах и цвета;

  4. Малышам не запрещают самостоятельно что-то мастерить, чистить, смешивать, экспериментировать. Разумеется, в безопасных для их жизни условиях.

  5. К методике развития детей от Марии Монтессори нареканий нет, и она успешно используется многими педагогами и родителями.

Методика развития детей по Николаю Зайцеву

«Кубики Зайцева» – изобретение Николая Зайцева, автора многих развивающих методик. По кубикам Зайцева малышей учат читать в нежном возрасте. Эту методику развития малышей можно встретить во многих развивающих центрах.

Чтобы детилучше понимали разницу между глухими и звонкими звуками, кубики бывают шуршащим и «молчаливыми». Гласные и несогласные буквы также выражены контрастными цветами.

Навыки чтения подаются в игровой форме. Ребенок запоминает изображение на кубике и ту букву или слог, с которого оно начинается.

Однако у кубиков Зайцева есть противники. Они считают, что малыш, научившийся читать по складам, столкнется с проблемой переучивания в школе. В образовательных учреждениях иной подход к этой стороне образования. Поэтому, прежде чем выбрать методику развития по Зайцеву, стоит задать себе вопрос: «А стоит ли учить ребенка в юном возрасте, чтобы в школе его затем переучивать?». Ведь переучиваться гораздо сложнее.

Методика развития детей по Сесиль Лупан

Эта методика развития детей основана не на педагогических знаниях, а на личных наблюдениях матери, вырастившей двух дочерей. Сессиль Лупан много и успешно занималась с ними и затем решила поделиться опытом с другими родителями.

Ее принцип – не стоит навязывать ребенкусвои интересы и пытаться в нем реализовать собственные амбиции. Малыш – это уже индивидуальность, и задача родителей – сделать ее ярче. Надо лишь нащупать верный путь, понять, к чему тянется ребенок, что ему больше всего импонирует. И затем уже развивать способности. К примеру, учить вместе с малышом иностранные языки или заниматься спортом.

Сесиль Лупан доказала, что для ребенка нет такого понятия, как «взрослые предметы». С ним можно и нужно заниматься серьезными науками, но при условии, что малыш к ним тяготеет. И не стоит замыкаться лишь на интеллектуальном развитии. Оно должно идти параллельно физическому.

Методика Сессиль Лупан благодаря своей простоте нашла много последователей по всему миру.

Методика развития детей по Никитиным

Педагогические достижения семьи Никитиных сегодня не так популярны, как 15–20 лет назад. Но несмотря на то, что они ушли в тень, это не умаляет их достоинств. Наряду с физическим развитием детейНикитины уделяли огромное значение их интеллектуальному развитию и придумали развивающие игры. Они доступны детям, начиная с полуторагодовалого возраста. Простые и интересные, эти игры развивают логику, помогают разбираться в цветах и геометрических фигурах, учат считать.

Чтобы применить методику Никитиных в развитии своего ребенка, не нужно приобретать авторские пособия. Достаточно запастись цветной бумагой и ножницами, найти описание игр во всезнающем Интернете и начинать игру с малышом.

Несмотря на былую популярность, методика развития детей по Никитиным не нашла широкого признания в дошкольных учреждениях. И дело здесь не в самой методике, а в неприятии ее обществом, которое не могло принять «доморощенные» системы, а жило лишь по бюрократическим нормативным документам.

Вальдорфская система: методика развития детей по Рудольфу Штайнеру

Эта методика развития детейпротиворечит тем, которые пропагандируют раннее обучение. Автор Вальдорфской системы, Рудольф Штейнер, полагал, что детей до 7 лет не стоит мучить теми дисциплинами, которые требуют от них усидчивости. Он пропагандировал идею духовного развития ребенка. Поэтому в детских садах, которые работаю по этой методике развития детей, малышислушают музыку, учат сказки, ставят спектакли, осваивают рисование.

Как и в методике развития детей по системе Монтессори, здесь не делят детей по возрасту. Более старшие помогают малышам лепить фигурки из пластилина, завязывать шнурки на обуви, поливать цветы. Таким образом в детях воспитываются и замечательные человеческие качества: доброта, отзывчивость, терпение, понимание и взаимовыручка.

Какую бы методику вы ни выбрали, нужно помнить, что каждый малыш подвержен определенным стадиям развития, без учета которых ни одна методика работать не будет. Вот что по этому поводу говорит психолог Ольга Твардовская:

«Ориентировочно развитие ребенка можно разделить на три стадии. Примерно до трех лет это стадия “хочу-дай”, когда уровень развития малыша еще таков, что он все время вынужден обращаться к помощи родителей. Поэтому он привыкает быть маленьким начальником. Вторая стадия – “хочу-могу”, когда ребенок пытается копировать взрослых, но при этом готов делать только то, что нравится ему самому. Принуждать к чему-то ребенка на первых двух стадиях не стоит, лучше попытаться заинтересовать, чтобы малыш либо потребовал необходимое (в случае с первой стадией), либо захотел повторить (на второй стадии). И только примерно после семи лет начинается стадия “могу-надо”, когда ребенок понимает, что нужно делать не только то, что хочется».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова, специально для WomanJournal.ru

Фото: Shutterstock.com