Любовь и секс

Януш Леон Вишневский: «Любовь — это 90 % разговоров и 10 % хорошего секса»

Польский писатель Януш Леон Вишневский, автор романа «Одиночество в сети», — настоящий знаток всего, что касается женской психологии. Совсем недавно у Януша вышла новая книга — сборник эссе и рассказов «Время желаний». По этому поводу редактор WMJ.ru встретилась с ним, чтобы поговорить о любви, расставании, женской привлекательности и многом другом.

WMJ.ru: Расскажите о своей новой книге. Есть ли в ней какая-то общая тема, которая объединяет все эссе и рассказы?

Януш Леон Вишневский: Разумеется, любовь. Ничего удивительного — на эту тему пишут уже три с половиной тысячи лет. В обычной жизни я ученый-химик, а не писатель, поэтому иногда мне надо отвлечься от этого и посвятить время чему-нибудь ненаучному, сменить полюс. Дело в том, что однажды я почувствовал какой-то дефицит в жизни: я занимаюсь только тем, что знаю, но никогда тем, что чувствую. Тогда мне было очень грустно, по личным причинам, и я начал писать о любви.

WMJ.ru: Большинство мужчин, когда им грустно, просто отгоняют от себя это чувство и не пытаются как-то выразить его…

Я. Л. В.: Да, многие только пьют. Другие ходят на психотерапию — те, кто пытается хоть что-то сделать. Но это не всем помогает. Я думаю, надо говорить о своих эмоциях. А у мужчин с этим проблемы. Они чувствуют давление общества: нужно быть сильным, нельзя показывать собственные слабости. Но если вы хотите справиться с внутренними проблемами: грустью, болью, депрессиями, — о них надо говорить. Когда ты пишешь книгу, ты думаешь о чувствах своих героев, таким образом выражая и свои собственные.

WMJ.ru: У Вас две взрослые дочери. Вы говорите с ними о любви?

Я. Л. В.: Да, но им сложно обсуждать такие темы с папой. Гораздо легче с мамой. Моя бывшая жена в этом смысле была отличным собеседником. А я сидел в стороне и слушал, иногда комментировал.

WMJ.ru: Если бы Вы могли дать им какой-то один, главный совет про любовь, что бы Вы сказали?

Я. Л. В.: Что не надо отчаянно ее искать. Я думаю, она приходит сама. Я никогда не искал любви. Не говорил: «Так, на следующей неделе мне надо обязательно влюбиться». Или: «Я должен с кем-то познакомиться». Но некоторые люди так и поступают — не зря сейчас много интернет-порталов для знакомств, приложений. Тот же Tinder, например. Хотя Tinder — это, по-моему, не так ужасно, и, хотя у него очень плохая репутация, люди действительно могут встретить вторую половинку в онлайне.

WMJ.ru: В одном из интервью Вы сказали, что главное, что привлекает мужчину в женщине, — это, конечно, внешность. Что еще?

Я. Л. В.: В жизни все как в Tinder — сначала важна привлекательность. Ты смотришь на женщину, которая тебе нравится, и думаешь, подходить ли к ней. А дальше для меня как для человека, который уже много прожил и у которого были отношения, самое важное — о чем говорить с этой девушкой. Это не значит, что у нее должны быть академические знания, но то, что она говорит, должно привлекать тебя. Потому что сексом человек занимается примерно 12 минут в день — ну, вначале, может быть, больше, но потом 12 минут. А что делать в остальные 23 часа 48 минут? Общаться и получать от этого удовольствие.

Я встречал невероятную и очень грустную статистику: после 15 лет брака в Германии муж с женой разговаривают в день девять минут. И из них 50 % — это обмен информацией о том, что нужно сделать: чтобы ребенок в школу успел, чтобы быт был налажен. Разговоров о чувствах очень мало, а ведь это самое важное. Неверность начинается, когда ты хочешь о самом важном рассказывать кому-то другому, а потом уже жене. По-моему, формула любви очень простая: 90 % разговоров и 10 % хорошего секса.

WMJ.ru: Вы как-то говорили, что любовь — это химическая реакция, которая длится 18 месяцев.

Я. Л. В.: До четырех лет. Это статистика. Максимально — четыре года. Всему виной — вещества, которые отвечают за любовь. Это невероятно опасные субстанции — по сути, наркотики. Любовь начинается с субстанции, у которой всего девять атомов, а значит, она легче входит в рецепторы мозга. Она называется фенилэтиламин и принадлежит к группе амфетаминов. У влюбленных людей концентрация фенилэтиламина в мозгу на 1500 % выше. Поэтому они как будто немного под кайфом. Но уровень этого вещества с течением времени снижается, и это нормально.

WMJ.ru: И что же делать? Ведь некоторые люди умудряются всю жизнь вместе провести.

Я. Л. В.: Надо изменить химию.

WMJ.ru: Как?!

Я. Л. В.: С помощью разговоров. Они помогают сменить невероятное влечение, что бывает в начале отношений, на окситоциновую химию, которая отвечает за глубокую эмоциональную связь, ответственность. Секс — это здорово, но можно получить много удовольствия, когда вы идете вместе на экскурсию или переживаете одинаковые чувства в опере, а не просто сидите на диване и переключаете каналы в телевизоре. Социологи выяснили, что после первого года брака количество секса в паре снижается на 70 %. После одного года только! Но если женщина думает: «Он меня уже не любит, потому что не хочет со мной в постель ложиться так же часто, как раньше», это неправда. Подобные изменения — нормальный процесс. Другое дело, что некоторые мужчины стремятся снова и снова поднимать уровень наркотиков в мозгу — так и начинается полигамия.

WMJ.ru: Вы родились в Польше, а сейчас живете и работаете в Германии. Вы видите какие-то различия между женщинами в Восточной и Западной Европе?

Я. Л. В.: В Западной Европе девушки не ожидают, что в отношениях всегда будет романтика. Да, они понимают, что вначале она есть, но потом это уже союз, в котором обеим сторонам должно быть удобно. Не ежедневный огонь в спальне, а комфорт. Они немножко больше воспринимают отношения как бизнес: мне с ним приятно, он организует мою жизнь, помогает мне деньгами, я помогаю ему деньгами — как-то так. А в Восточной Европе все еще надеются на романтику и страсть.

WMJ.ru: Какой подход, на Ваш взгляд, более правильный?

Я. Л. В.: Я считаю, для длительных отношений лучше западный. А вот с точки зрения чувств, эмоций... я думаю, тут он что-то теряет. Романтическая составляющая для меня очень важна. Я родился в Польше, уже 29 лет живу в Германии, но романтизм во мне не умер. У меня никогда не было романов с немецкими женщинами, только с польскими, а это о чем-то, да говорит.

WMJ.ru: Вы согласны с лозунгом, что женщины и мужчины равны?

Я. Л. В.: Нет. Женщины лучше. Меня часто спрашивают: «Пан Вишневский, вы феминист?» И я говорю: «Нет». Слабый пол лучше. У него другая химия. Я говорю это тебе с точки зрения химика, а не писателя. Химия мужчины базируется на тестостероне. Это очень плохая субстанция. Она даже на экране компьютера выглядит некрасиво. Но окситоцин, на котором базируется химия женщин, совсем другое дело. Тестостерон — причина почти всех войн прошлого и будущего. Они начинаются, когда в организме мужчин накапливается слишком много тестостерона. Не могу себе представить, чтобы женщины-политики так легко посылали сыновей на войну. Но дело не только в этом. Женщины эмоциональные, рациональные, они лучше работают. 75 % всех людей в тюрьмах — мужчины. Помнишь хотя бы одну женщину, приговоренную к смертной казни? Я — нет. Среди алкоголиков мужчин — 90 %. Сильный пол чаще страдает от проблем с сердцем. Или вот ты знаешь хоть одну женщину, которая заикается?

WMJ.ru: Нет.

Я. Л. В.: И я не знаю. Мужчины гораздо болезненнее.

WMJ.ru: Сейчас многие женщины стремятся быть независимыми, самостоятельными, сначала состояться в жизни, а потом искать любовь. Как Вы думаете, не лишает ли это девушек части их женственности и очарования?

Я. Л. В.: Независимые женщины невероятно интересны. Потому что если она независимая, современная, успешная и у нее с тобой роман, ты знаешь, что она этого хочет. Не твоих денег или твоей популярности. Потому что она независима.

WMJ.ru: Немного о грустном. Как пережить расставание?

Я. Л. В.: Я пережил немало расставаний, меня тоже бросали. Что ж, надо просто так заполнить время, чтобы у тебя не нашлось ни одной свободной минуты, чтобы некогда было думать об этом. Самое неправильное в такой ситуации — быстро вступать в новые отношения. Прямо через неделю — раз — и нашел другую! Чтобы показать бывшей и себе, что ты еще очень привлекательный. Это невероятно несправедливо по отношению к новой женщине. Потому что такой союз – результат мести, а не любви. Надо просто дать себе время прожить боль, как после смерти любимого человека. Прожить все элементы горя: отчаяние, депрессию, злость. А когда все немного утрясется, начинать смотреть в будущее и думать о новых отношениях. Время помогает. Сначала тебе грустно, но после трех-четырех лет ты встречаешь на улице ту женщину, которая тебя бросила, и думаешь: «Как я мог так грустить из-за нее?» Это невероятно, как все меняется. Никогда не надо об этом забывать. И еще. Важно отказаться от всех контактов с бывшими. Не писать, не звонить — это ничего не принесет, кроме новых ран. Если есть возможность переехать в другой город — отлично. Главное — помнить, что скоро все изменится.

Интервью: Анна Володина

Фото: архивы пресс-служб, Eastnews, Starface