Опубликовано 21 января 2013, 09:58

Без него никуда: как маленькое черное платье стало в гардеробе главным?

Этому предмету женской одежды посвящены книги и энциклопедии по моде, откуда можно почерпнуть много интересных фактов.

Маленькое черное платье едва ли не самая известная и важная вещь в истории моды. Официальной датой рождения маленького черного платья считается 1 октября 1926 года: именно тогда в журнале Vogue появилось первое упоминание о платье из черного шелка, созданном Коко Шанель. Но и до 1926 года черное платье имело свою достаточно длинную и интересную историю, которую мы сегодня хотим пересказать вновь.

Коко Шанель и ее маленькое черное платье, 1926

Коко Шанель и ее маленькое черное платье, 1926

Коко Шанель и ее маленькое черное платье, 1926

3050–300 гг. до нашей эры

В Египте черный цвет считался официальным цветом Анубиса – бога смерти и загробной жизни, которого египтяне изображали как человека с головой черного волка. Именно в Древнем Египте и зародилась традиция надевать черные платья на похороны. Считалось, что черная одежда в честь Анубиса обеспечит человеку безопасный переход в загробный мир. Такие же ассоциации с черным цветом были и в Древней Греции и Риме: в черных тогах хоронили людей, а похороны называли hora nigra, или черным часом.

Египетский бог смерти Анубис

Египетский бог смерти Анубис

Египетский бог смерти Анубис

400–700 гг. нашей эры

В средние века в Европе немногие осмеливались носить черные платья, потому что черный цвет считался демоническим, предвестником неудачи и олицетворением зла. В черные одежды одевались изгнанные из общества люди и преступники, остальным же этот цвет навевал страх, как и черные кошки, и черные вороны, которые именно в средневековье стали символичными для человека животными.

XI–XVI века

В начале первого тысячелетия, в Романскую эпоху, черный цвет «реабилитируется», в черные платья начинают без страха и предрассудков одеваться монаршие особы, рыцари, религиозные служители и монахи. В XIV веке черный цвет входит в моду у состоятельных людей: черные платья носят государственные служащие, богатые торговцы и банкиры. Этот цвет становится ключевым и в живописи, воплощая свою историческую трагичность и драматизм. В то же самое время в Китае черный цвет разрешается носить только знати, а платье черного цвета на человеке считается символом его благородного происхождения.

XVII–XVIII века

В конце XVII века черный цвет дискредитировал себя ассоциацией с черной магией: все животные черного цвета моментально были причислены к нечистой силе, а ведьмы в представлении людей творили зло, одетые в черные платья. Черные платья оставались и традиционной траурной одеждой: после смерти мужа его жена должна была в течение года носить черное платье без всякой отделки и украшений, а по истечении года ей позволялось носить также черные платья, только теперь с кружевом или вышивкой. Для католической церкви черный цвет считался важным, но черные одеяния священников всегда имели белую окантовку.

Генрих IV, король Франции, 1610; Маргарет Поул, графиня Сэлисбури, XV век

Традиционный фасон средневекового платья; черное китайское кимоно

XVIII–XIX века

В XVIII–XIX веках черный цвет возводится в ранг одного из самых загадочных благодаря поэзии романтиков (черные платья с воротничками носили Перси Биши Шелли и Байрон), а благодаря развитию красочных технологий одежда черного цвета становится доминирующей и доступной всем без исключения сословиям.

XX век

Триумфальное шествие маленького черного платья по страницам истории моды XX века начинается с 1926 года, когда революционное творение Коко Шанель было представлено миру в журнале Vogue. Поль Пуаре назвал платье Шанель похоронным, в то время как дальновидные журналисты Vogue сравнили его появление в моде с изобретением марки Ford в автомобильной индустрии. Уже в 30-е годы маленькое черное платье, процитированное и Эльзой Скиапарелли, стало классикой вечерней моды. В 40-е и 50-е годы все женские журналы хором говорили об удобстве в одежде, и маленькое черное платье подходило на эту роль как нельзя лучше: за счет нейтрального цвета оно становилось базой для самых разных образов, и к нему легко было подбирать аксессуары. Маленькое черное платье носили Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Твигги, Джин Шримптон, Джейн Биркин и Мадонна – иконы стиля совершенно разных эпох.

Одри Хепберн; винтажное черное кружевное платье, 1910-е годы

Клара Боу, 1927

Клара Боу, 1927

Клара Боу, 1927

XXI век: наше время

Цветовая гамма в моде меняется ровно два раза в год, позволяя доминировать то пастельным оттенкам, то ярким неоновым цветам, то оттенкам драгоценных камней, но черный цвет, как и маленькое черное платье, вездесущ. Для дизайнеров сам образ черного платья – как пластичный материал для скульпторов, из которого можно слепить любую форму в любом стиле – классическом или авангардном, спортивном или торжественном, рок-н-ролльном или романтическом. Этим и обуславливается появление маленьких черных платьев практически в каждой дизайнерской коллекции.

Ralph Lauren, весна-лето 2013; Prada, весна-лето 2013

Alexander Wang, весна-лето 2013; Valentino, весна-лето 2013

Любите ли вы маленькие черные платья так, как их до сих пор любят и модные дизайнеры? Какое черное платье вы приобрели в последнее время? Высказывайтесь в комментариях!

Фото: Splashnews/Alloverpress.ru, Shutterstock.com, Etsy.com, Fashion-era.com