Интервью

Мария Поезжаева: «Все мы, женщины, когда влюбляемся, глупеем»

С 8 августа на канале ТНТ стартовал киносериал «Кризис нежного возраста», который рассказывает нам историю жизни трех подруг. В одной из главных ролей – актриса Мария Поезжаева.

Сложно поверить, но этой милой брюнетке, сыгравшей 18-летнюю студентку, на самом деле 27 лет! Мы тоже с трудом осознали это, когда встретились с ней в популярной кофейне на Белорусской. Маша располагает с первого же взгляда – открытая и приветливая, с легкостью переходит на «ты». На вид девочка, но взгляд – вдумчивый, серьезный, и говорит так необычно, будто родилась в прошлом веке…

Мы не спеша отдаляемся от Тверской-Ямской и идем в сторону сквера, расположенного около общежития Щепки и МХАТа. Наша героиня с улыбкой вспоминает свои студенческие годы, проведенные в этих стенах. Маша – выпускница Школы-студии МХАТ, училась у Кирилла Серебренникова и сейчас играет в его театре «Гоголь-центр» вместе с бывшими однокурсниками. Сцена для Поезжаевой давно уже дом родной, чего не скажешь о съемочной площадке. В кино актриса снимается редко, но метко.

WMJ.ru: Маша, как в твоей творческой жизни появилось кино?

Мария Поезжаева: Я очень люблю пробы. Вот многие артисты не любят ходить по кастингам, потому что чувствуют себя там неуютно, мол, их выбирают будто лошадей. Мне же нравится. Когда иду на пробы, не ставлю себе задачи любой ценой попасть в проект. Моя роль от меня не уйдет, а если не моя – и слава Богу, что не утвердили. Хожу на кастинги ради новых эмоций, впечатлений, ради необычного сценария или истории, ради общения с незнакомыми людьми. В театре в этом плане сложнее, потому что мы с ребятами друг друга знаем очень давно – учились вместе, сейчас работаем. С одной стороны это круто – мы разговариваем на одном языке, понимаем все с полуслова, с полувзгляда, но с другой стороны, нам зачастую кажется, что любой близкий и давно знакомый человек все равно что прочитанная книга, изученная вдоль и поперек. А в нас во всех гораздо больше граней.

WMJ.ru: Ты трудоголик?

М. П.: В какой-то степени да. Скорее даже я трудолюбивый человек. Особенно это качество проявлялось в мою студенческую бытность. Правда, после того, как окончила институт, во мне проснулось еще более рьяное желание работать. Хотелось работать ежесекундно. Поэтому, кстати, и стала активно ходить на пробы. При том, что я не фаталист и верю в то, что артист и его роль должны встретиться, как и получилось у меня с проектами «Мотыльки», «Класс коррекции», «Он – дракон»…

WMJ.ru: …«Кризис нежного возраста».

М. П.: Да. Как говорится, август в России – пора кризисов, и зритель ждал «Кризис нежного возраста» (улыбается).

WMJ.ru: Проекты, в которых ты снималась, такие разные, не похожие друг на друга. «Класс коррекции» – фестивальное, даже, скажем, артхаусное кино, «Он – дракон» – фэнтези, сказка, сделанная по голливудским стандартам, «Кризис нежного возраста» – комедийный киносериал.

М. П.: Я сознательно выбирала максимально отличные друг от друга роли, потому что не могу постоянно играть один и тот же образ. Меня должно что-то зацепить в проекте – сценарий, режиссер, партнеры. Я не снимаюсь в кино ради того, чтобы отметиться, засветиться. Для меня каждая новая картина – это актерский опыт, и работаю прежде всего ради себя самой.

WMJ.ru: Почему согласилась сыграть Шуру в «Кризисе нежного возраста»?

М. П.: На тот момент у меня не было особой занятости в театре, плюс меня заинтересовал новый формат «киносериала», потому что обычные сериалы меня не привлекают. Особенно, где десятки или даже сотни серий. Я люблю внимательное отношение к работе, а сериалы – это, скорее, производство, а не творчество. Еще мне было интересно поработать с режиссерами Натальей Меркуловой и Алексеем Чуповым, которые зарекомендовали себя картиной «Интимные места» и тоже пришли из кино.

WMJ.ru: Чем ты отличаешься от своей героини?

М. П.: К примеру, Шура ведет видеодневник. Она человек нового поколения: интернет, блог, Instagram – эти слова ей близки, но не мне. Я себя называю «сетевым социопатом» (улыбается). У меня есть аккаунт в соцсети, но переписываюсь там только со знакомыми, считаю, что друзей не бывает много, и вообще предпочитаю живое общение виртуальному.

WMJ.ru: А какой ты была в возрасте своей героини – в 18 лет?

М. П.: Я ездила из Перми в Москву и в Питер поступать в театральный и не поступила. Вернулась домой, начала ходить на подготовительные курсы в гуманитарный вуз, чтобы успокоить маму, подрабатывала няней, чтобы оплачивать эти курсы. На следующий год снова поехала пробоваться.

WMJ.ru: То есть ты была повзрослее, посмелее своего персонажа, раз так настойчиво шла к своей цели.

М. П.: Ну, Шура тоже девушка не из робкого десятка. Вспомните, как в первой серии она признается в любви! Любовь заставляет совершать нас поступки, за которые нам потом бывает стыдно, или же наоборот, мы ими впоследствии гордимся. Шура очень смелая, она руководствуется своими эмоциями, делает все по любви, по правде. Мне нравится, что моя героиня не дура, хотя все мы, женщины, когда влюбляемся, глупеем (улыбается).

Кадр из сериала «Кризис нежного возраста»

Шура Ермакова – и философ, и взбалмошный подросток одновременно. У нее есть собственное представление о мире, справедливости, жизни. Она и хитрая, когда надо, и нежная. В ней собрались все те качества, которые присущи каждой из нас. Поэтому она так близка и понятна зрителям.

WMJ.ru: Твоя героиня руководствуется сердцем, а ты чаще находишься под влиянием разума или чувств?

М. П.: Я бы так не разделяла. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И так как я женского пола, я девушка, предчувствие бывает вернее и опережает мое рацио. Отчасти я импульсивная, что-то могу сразу воспринять в штыки, но в принципе стараюсь ко всему относиться спокойно. Мне кажется, самое правильное – находиться в состоянии алертности, когда ты максимально расслаблен, и тем не менее, собран, в любой момент готов к активным действиям. Мне эта позиция очень близка, потому что тогда ты успеваешь разграничивать, что действительно важно, а что нет. Нет лишней суеты, спешки, и ничто не мешает тебе адекватно воспринимать реальность.

WMJ.ru: В детстве ты была такой же спокойной, рассудительной, сдержанной?

М. П.: Как говорит моя мама (а я склонна ей доверять), я была очень самостоятельным ребенком. Сама придумывала игры – сама играла в них. Мне было не скучно с собой. В моем, скажем так, босоногом детстве был не только город – я часто ездила к родственникам в деревню, где ходила в походы, купалась в речке, много гуляла. Сейчас у современных детей такого нет, и я понимаю, что мне очень повезло, что в свое время мы с ребятами бегали по улицам, играли в «казаки-разбойники», в прятки, в догонялки, в вышибалы.

Не могу сказать, что грезила о карьере актрисы и была этакой «артисткой». Во МХАТ меня затянуло, наверное, благодаря моей маме, которая привила мне любовь к искусству. Она у меня художник. Отдельной мастерской у нее не было, поэтому писала картины дома. У нас в квартире всегда пахло краской. Этот запах, кстати, я дико не любила и постоянно ворчала, когда пыталась уснуть рядом с ней. Мама всегда давала мне дощечки, фанерки, чтобы я тоже попробовала что-то нарисовать. Потом вычищала мою одежду White Spirit или растворителем (улыбается).

WMJ.ru: Наверное, ты в детстве много чем увлекалась?

М. П.: Да, мама водила меня по разным кружкам. Я занималась и фигурным катанием в Дворце спорта «Орленок», и танцами в Доме творчества «Юность». Позже мама отдала меня в театральную студию «КОД». К слову, все очень удивились моему выбору поступать в театральный после выпуска, потому что я никогда не мечтала стать актрисой, сниматься в кино, в сериалах, играть на сцене. Учителя вообще надеялись, что я стану историком, или географом, или лингвистом, потому что подавала большие надежды в этих областях и окончила школу с медалью. Конечно, медаль эта мне никак не пригодилась, но своим педагогам я очень благодарна за те знания, которые получила во время учебы. Знания и понимание того, что происходит в мире, дают тебе определенную свободу.

Съемки фильма «Он - дракон»

WMJ.ru: Ты поступила во МХАТ лишь с третьего раза. Почему не сдалась после первого отказа? Что мотивировало тебя продолжать идти к своей цели?

М. П.: Наверное, в детстве во мне воспитали рвение к учебе. Помню, как я в классе пятом-шестом начала лениться, приносить домой двойки, тройки, стала легкомысленно относиться к урокам, и моя мама, педагог по образованию, спросила меня, чего я хочу от жизни, кем себя вижу и где. При том добавила, что в отличие от одноклассников у меня не будет возможности учиться на платном отделении, а потому все зависит только от меня. Сейчас я с каждым годом все больше убеждаюсь, что это так. Надо верить в себя, быть честным, делать все с любовью и много работать, потому что успех – это 99 процентов труда и только один процент удачи, везения. Мой опыт показывает, что менее одаренный, менее талантливый человек благодаря своему упрямству, трудолюбию, усидчивости добивается больших высот.

WMJ.ru: Маша, не можем не задать тебе следующий вопрос. Ты выглядишь очень молодо что в жизни, что на фото, а потому часто играешь школьниц, студенток. Мешает ли твоя внешность в работе или, наоборот, помогает?

М. П.: Честно говоря, в какой-то момент меня перестало радовать, что меня зовут исключительно на роли девочек, но люди, которым я доверяю, возразили, что с такой внешностью моя актерская судьба выходит длиннее. Тем более все мои героини такие разные, и от них я что-то беру себе, вместе с ними расту, развиваюсь.

Если говорить о моей внешности, то да, я выгляжу очень молодо. На паспортном контроле меня сотрудница недавно остановила и спросила, одна ли я лечу и, внимание, вопрос – где же моя мама?! (Улыбается.) На что я ей ответила: «Девушка, мне 27 лет, внимательнее посмотрите в паспорт».

WMJ.ru: Многие актрисы мечтают сыграть Анну Каренину или Наташу Ростову. А у тебя есть роль мечты?

М. П.: Я очень жадный до работы человек и грежу и о Наташе Ростовой, и об Анне Карениной, и о мадам Бовари. Всегда интереснее работать, когда у тебя сценарий, написанный по литературному источнику. Есть надежда на то, что там будет что играть. Сейчас мне хочется, конечно, новых предложений – необязательно школьниц или студенток. Все-таки в 27 лет, как мне кажется, я смогу сыграть более зрелого, глубокого персонажа. Уверена, что жизненного опыта хватит. Да и вообще, у меня все еще впереди! (улыбается). Столько ролей еще не сыграно, со столькими прекрасными режиссерами пока не поработала, так что с нетерпением жду новых предложений.

Текст: беседовала Вера Смирнова

Фото: пресс-служба ТНТ